Статья:

Инновации как объект управления: содержание и классификация

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(147)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бахшалиева Л.Н., Фаткулина А.М. Инновации как объект управления: содержание и классификация // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 11(147). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/147/88825 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инновации как объект управления: содержание и классификация

Бахшалиева Ламан Наибовна
студент Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Уфа
Фаткулина Алсу Маратовна
студент Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Уфа
Шеина Анастасия Юрьевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Уфа

 

INNOVATION TO AK OBJECT AT THE MANAGEMENT BOARD: CONTENT AND LASSIFICATION

 

Laman Bakhshaliyeva

student of the Ufa branch of the Financial Univer-sity under the government of the Russian Federation, Russia, Ufa

Alsou Fatkulina

student of the Ufa branch of the Financial Univer-sity under the government of the Russian Federation, Russia, Ufa

Anastasia Sheina

scientific director, Cand. econom. Sciences, Associate Professor, Ufa branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы инновационного менеджмента (основные понятия и методология), кл ючевые этапы инновационного процесса, значение инно­вационного потенциала предприятия и его структура.

Abstract. Theoretical basis of innovative management (basic concepts and methodology), the key stages of the innovation process, the value of the innovative potential of t he company and its structure discusses in this article.

 

Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационный потенциал, мето­дология.

Keywords: innovation, innovation process, innovation potential, methodology.

 

В современной экономической литературе, появилось огромное число определений понятия инновации, что говорит об отсутствии единой терминологии. Следовательно, необходимо точно определить объект инновационного менеджмента на предприятии. Так как, объект является главным элементом системы управления нововведениями и оказывает основное влияние на основные факторы управления[3, С. 6].  Термин «инновация» впервые появился в работе австрийского ученого Й. Шумпетера. Понятие инновация он трактовал, как изме­нение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых произ­водственных, транспортных средств, рынков и форм организации промышленности [1, С. 61].

 

Рисунок 1. Подходы к определению «Инновации»

 

Рассмотрев разные определения понятия, мы можем сделать следующие выводы. Основой проведения инновации являются качественные изменения, которые приводят к улучшению или появлению нового продукта или технологии. Затем, инновация должна приносить опре­деленный эффект. В-третьих, основными свойствами инновации выступают научно-техническая новизна, практическая применимость и коммерческая реализуемость (прибыльность). Помимо категории инноваций, в инновационном менеджменте в качестве объектов управления рассматриваются инновационная деятельность, инновационный процесс и инновационный потенциал.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной р еализацией на внутреннем и зарубежных рынках [4, С. 1 2].

При планировании инноваций важно увязать планы на стратегическом, тактическом и оперативном уровне. Существующие модели процесса планирования позволяют это сделать. Организация инноваций предполагает формирование организационной структуры иннова­ционной деятельности на предприятии, а т акже организацию инновационного процесса. Завершающим этапом процесса управления инновациями является этап контроля, позволяющий поддерживать эффективное осуществление остальных функций. Помимо указанных функций для процесса управления инновациями не менее важны и поддерживающие функции, к которым относятся функции коммуникаций, мотивации, делегирования и принятия решений. Эффективность управления инновациями зависит от успешной реализации данных функций и их взаимодействия. Система управления инновационной деятельностью должна быть инте­грирована в общую систему управления предприятием. Для согласования целей управления инновациями и целей общей системы управления необходимо обеспечить соответствие результатов инновационной деятельности основным параметрам эффективности деятельности предприятия. Целевые подсистемы предприятия направлены н а достижение основны х целей предприятия и участвуют в инновационной деятельност и для реализации внешней и внутренней целевых установок:

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, в виде последовательной цепи событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии и услуги и распространяется при практическом исполь­зовании [3, С. 11].

Существуют следующие этапы инновационных процессов: фундаментальные исследо­вания, прикладные исследования, конструкторские разработки, маркетинг, производство, сбыт. Этот процесс не прерывается и после внедрения, так как по мере распространения новшество совершенствуется, делается более эффективным, возникают уникальные потребительские свойства. Возникают новые области применения и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые для себя.

Взаимосвяз ь этапов инновационного процесса и стадий жизненного цикла инноваций представлена на рисунке 2 [4, С. 40].

 

Рисунок 2 . Основные этапы инновационного процесса

 

Инновационный потенциал — это признак социально-экономической системы, характеризующий допустимость (осуществимость) и максимально возможный результат целенаправленной деятельности по изменению структурно-функциональных свойств данной системы. Составляющие инновационного потенциала: ресурсная, внутренняя и результативная, которые тесно взаимосвязаны друг с другом (рисунок 3). Помимо непосредственно инноваций, объектами инновационного менеджмента выступают инновационная деятельность, иннова­ционный процесс и инновационный потенциал. К инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную эконо­мическую и/или социальную пользу. Современный инновационный менеджмент включает такие основные элементы, как поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации, организацию инновационного процесса для данной инновации, а также процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

В настоящее время инновации становятся ключевым фактором развития малых и средних предприятий.

 

Рисунок 3. Структура инновационного потенциала

 

Успех инновационного менеджмента зависит от способности предприятия создать для нововведений стимулирующие внутренние и внешние рамочные условия. Кроме того, инновационный процесс требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления.

Следовательно, во вре мя проведения анализа управления инновациями в организации нужно обратить внимание н а исследование инновационных возможностей предприятия, организации инновационн ых процессов на нем и результатов инновационной деятельности.

 

Список литературы:
1. Барнева, А.Ю. Инно вация как э кономическая категор ия // Инно вации. – 2017. – № 9 (107). – С. 61-6 3. 
2. Инновац ионный мене джмент: учеб ник для вузо в / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. / под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 343 с.
3. Макаркин, Н.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Н.П. Макаркин, Л.В. Шаборкина. – Саранск: изд-во Мордов. Ун-та, 2016. – 80 с.
4. Управление инновациями: основы организации инновационных процессов: учебное пособие / А.А. Харин, И.П. Коленский; под ред. Ю.В. Шленова. – М.: Высшая школа, 2017. – 252 с