Статья:

Проектная работа по формированию представлений о величине предмета у детей 4-5 лет с помощью палочек Кюизенера

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(148)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Францева И.П. Проектная работа по формированию представлений о величине предмета у детей 4-5 лет с помощью палочек Кюизенера // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 12(148). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/148/88978 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектная работа по формированию представлений о величине предмета у детей 4-5 лет с помощью палочек Кюизенера

Францева Ирина Петровна
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 1 квалификационная категория, воспитатель, МКДОУ №4, РФ, г. Сим

 

Цель проектной работы: составить и внедрить в воспитательно-образовательный процесс комплекс игровых упражнений, направленный на развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Способствовать развитию умений детей выделять в предметах длину, ширину, высоту

2. Упражнять детей в умении сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;

3. Совершенствовать умений детей при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения и обозначать результат сравнения словами.

Развитие математических представлений у дошкольников должно проводиться в системе и целенаправленно с использованием специально организованной деятельности. При обучении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, что помогает детям быстрее выполнить задание, лучше понять изучаемые математические понятия и представления [3].

Внимание дошкольников ещё неустойчиво, оно часто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребёнка в широкой ориентировке в окружающем, поэтому из поля зрения необходимо удалять всё, что не имеет отношение к занятию [2].

С целью получения желаемого результата, нужно создавать при общении с ребёнком благоприятную среду, которая способствует активному отклику воспитанника принять участие в общении. Игра, являясь основной деятельностью ребёнка-дошкольника, способствует созданию такой атмосферы, где любой ребёнок может раскрыться. В основы опытно-экспериментальной работы по развитию математических представлений детей старшего дошкольного возраста были положены теоретические положения и результаты констатирующего этапа исследования.

Кроме непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений, дополнительно в свободное время проводились математические игры и упражнения развивающего характера. Палочки Кюизенера можно начинать предлагать детям в возрасте от трёх лет для выполнения простых заданий. Их целесообразно использовать со второй младшей группы детского сада. Заниматься с детьми палочками можно в индивидуальной или подгрупповой форме. Возможна и фронтальная работа со всей группой детей, но не в качестве ведущей. Педагог преподносит детям упражнения в виде игры. Это основной метод обучения и наиболее эффективный для использования палочек Кюизенера.

Игровую и занимательную деятельность с палочками Кюизенера рекомендуется проводить систематически как индивидуально, так и упражнения чередовать с коллективными. В играх с палочками Кюизенера, которые носят соревновательный характер, детям стоит предоставлять возможность проявить самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, научить выдвигать решения и их проверять, осуществлять умственные и деятельные процессы. Помощь ребёнку можно предлагать ненавязчиво, дать возможность попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей. Для начала лучше давать упражнения на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений. Задания могут быть комплексного характера, что позволяет решать одновременно несколько задач.

В составлении упражнений рекомендуется предусматривать комплекс возможных вариантов решения задачи: составление «цепочки» одинаковой длины из нескольких «звеньев»; измерение одной палочкой-меркой других палочек, одинаковых палочек разными палочками. Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных особенностей развития детей, интересов и увлечений.

При выборе заданий предусматривается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в задания вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для друга, починить инструмент и так далее) для младших и средних групп детей и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) – для старших.

В процессе решения возникающих задач используется инструкция, подготовленная педагогом по возрастным особенностям детей, указания, вопросы, словесные отчёты детей о выполнении задания, контроль, оценка. Сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы, но и как методические приёмы, определяющие путь, по которому движется мысль ребёнка при выполнении упражнений.

Палочки Кюизенера также можно использовать для выполнения диагностики. Сначала детей нужно познакомить с набором счётных палочек Кюизенера, рассмотреть их вместе, разобраться из чего набор состоит. Можно предложить детям заняться конструктивной деятельностью из палочек Кюизенера. По ходу свободных действий и игры, внимание ребёнка следует обратить на то, что палочками удобнее пользоваться так, чтобы они касались стола наибольшей поверхностью, в таком положении они более устойчивы. Можно предложить складывать палочки в коробку в определённой последовательности [3].

Первое, что ребёнок сделает с палочками – начнёт их перебирать и выстраивать из палочек, как из конструктора, как из маленьких кубиков свои абстрактные фигуры, маленькие пирамидки, башенки, выкладывать абстрактные узоры. Таким образом, развивается мелкая моторика и параллельно знакомство с цветом и с размером палочек.

Дальше можно подключить работу над множествами – каких палочек больше, каких меньше. Постепенно задачи усложняются и вводятся игры на пространственные соотношения, на ориентирование в пространстве: подключаются понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». После вводятся упражнения на последовательность: сначала педагог в определённом порядке выкладывает палочки на поверхности, а потом просит ребёнка продолжить данную последовательность. Можно предложить ребёнку обвести палочками контур какой-либо фигуры – ребёнок учится делать узор и запоминает название фигур. После задачи работы с палочками ещё усложняются и ребёнку предлагается самому составить какой-то сюжет из палочек, выложить лабиринт. С помощью данных упражнений развивается фантазия, мышление.

Для организации взаимодействия с семьей по использованию

Таким образом, использование данных нами рекомендаций позволит облегчить работу воспитателю по формированию и развитию представлений о величине у детей 4-5 лет, а также позволит создать максимально благоприятные условия для поддержания познавательного интереса у ребенка.

 

Список литературы: 
1. Иванова, И. К. Особенности развития математических способностей детей дошкольного возраста [Текст] / И. К. Иванова // 67 Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – Чебоксары, ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» – 2015 –№ 2(3) – С. 180-183
2. Иванова, М.В. Использование палочек Дж. Кюизенера в процессе умственного развития детей дошкольного возраста. // Психологическое сопровождение образования: теория и практика сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. – М., 2016. - 198 с.
3. Игубаева, А.Т., Богданова, Т.В. Формирование количественных представлений старших дошкольников средствами методики Дж. Кюизенера. / А.Г. Игубаева, Т.В. Богданова. // Проблемы научной мысли. - 2016. - Т. 12. № 8. - 236 с.