Статья:

Профадаптация студентов колледжа технических специальностей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рукавицина Е.А. Профадаптация студентов колледжа технических специальностей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93738 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профадаптация студентов колледжа технических специальностей

Рукавицина Елена Александровна
студент Уральского Государственного Аграрного Университета, РФ, г. Екатеринбург
Игонина Екатерина Вячеславовна
научный руководитель, доцент кафедры педагогики и психологии Уральского Государственного Аграрного Университета, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассматриваются причины незаинтересованности студентов в обучении на старших курсах колледжа и то, как можно предотвратить данную проблему в будущем, разработав рабочую тетрадь «Введение в специальность» для работы со студентами-первокурсниками.

 

Ключевые слова: профадаптация, рабочая тетрадь, профессиональная траектория, профессиональные предпочтения.

 

Что же такое профадаптация? Профессиональная адаптация — это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда [2].

Цель нашего исследования – изучить, как внедрение рабочей тетради по дисциплине «Введение в специальность» может помочь улучшить систему профадаптации студентов колледжа.

Задачи:

  1. Выявить последствия отсутствия профадаптационной работы со студентами и проблемы, связанные с ее реализацией в организациях среднего профессионального образования.
  2. Рассмотреть рабочую тетрадь как способ решения проблем профессиональной адаптации студентов профессиональных образовательных организаций.

В чём же проявляется проблема профадаптации студентов в колледжах? В мае 2020 года нами был проведен опрос среди студентов старших курсов СПО Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего, а также студентов ГБПОУ «Соликамского технического колледжа». Целью опроса было – изучить, был ли выбор студентов осознанным, проверяли ли они актуальность своей будущей специальности, а также выявить у студентов СПО, как на их выбор повлияли родители, учителя, профориентация.

В результате опроса, мы видим, почти 67% студентов понимали и осознавали, в чём заключается их специальность, кем они будут работать. Но целых 33% опрошенных студентов не знали или совсем не понимали, на какую специальность они поступают (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Вопрос №6

 

Результаты ответов вопрос: «Когда вы поступали, Вы думали над тем, востребованная специальность или нет?» ­— говорят нам о том, что почти 30% обучающихся считают свою специальность неактуальной и невостребованной (см. рисунок 2).

 

Рисунок 2. Вопрос № 7

 

Кроме того, почти 40% опрошенных студентов совсем не думали над востребованностью и актуальностью своей специальности при поступлении в техникум (см. рисунок 3).

 

Рисунок 3. Вопрос № 8

 

По результатам ответов на вопрос мы видим, что мнение опрошенных студентов разделись поровну. 7 человек сменили бы специальность, 7 человек сомневаются в своём выборе, и только 7 человек уверены в выборе своей специальности и не хотели бы её менять. Это говорит о том, что почти 67% опрошенных студентов не совсем удовлетворены своей специальностью и были бы не против её сменить (см. рисунок 4).

 

Рисунок 4. Вопрос №6

 

Следующая объединенная группа вопросов связана с дальнейшим обучением, а также с тем, кем студенты видят себя в будущем.

Почти 60% опрошенных студентов не хотят связывать себя со специальностью, на которую они сейчас обучаются (см. рисунок 5).

 

Рисунок 5. Вопрос № 20

 

Таким образом, по результатам опроса мы выявили, что в колледжах и техникумах проводится слабая профадаптационная работа со студентами. Большое количество студентов недостаточно информированы об актуальности, преимуществах и возможностях развития в своей будущей профессиональной деятельности. Из-за этого чаще всего возникает ситуация, когда студенты теряют интерес к будущей профессии.

Для решения данной проблемы мы предлагаем следующее: во многих колледжах есть дисциплина «Введение в специальность», на которой чаще всего рассказывают только об учебной деятельности (о том, какие дисциплины и практики будут у студентов и т.п.). В целях улучшения качества преподавания данной дисциплины можно разработать рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента над освоением учебной дисциплины [1].

Преимущества рабочей тетради «Введение в специальность» следующие:

  • рабочая тетрадь, может быть, использована для самостоятельной работы студентов в процессе изучения своей будущей профессии;
  • с помощью рабочей тетради можно рационально использовать учебное время, благодаря наполненному содержанию;
  • можно расширить возможности проведения занятия за счет большого количество разнообразных упражнений, творческих заданий, тестов и т.д.;
  • так как предполагается создание рабочей тетради в электронном формате, то появляется возможность свободного доступа к ней;
  • также появляется возможность наглядного представления о будущей профессиональной деятельности (видеофильмы, фото, анимации и т.д.);
  • использование тетради исключает необходимость тратить время на запись аудиторных и внеаудиторных заданий;
  • она позволяет студенту более осознанно, целенаправленно осознать теоретический материал.

На наш взгляд, рабочая тетрадь по дисциплине «Введение в специальность» должна в себе содержать следующие разделы:

  1. Диагностика начального представления студентов о своей будущей профессии.
  2. Коррекция представлений студентов, которая о преимуществах профессии и перспективах развития в ней, о трудностях, которые могут возникнуть при получении специальности и о том, как их можно решать.
  3. Завершающий этап: зачет по усвоению дисциплины.

Условия, которые должны быть выполнены нами при разработке рабочей тетради, – следующие:

  • учет индивидуально-психологических особенностей и интересов обучающихся;
  • ориентация на формирование у них социально-нравственного поведения для успешной профессиональной и социальной адаптации;
  • создание образовательной среды, влияющей на стимулирование и развитие познавательной активности, коммуникативных функций, учебных, профессиональных и социальных умений.

Таким образом, разработка и внедрение рабочей тетради для дисциплины «Введение в специальность» поможет погрузить студентов в среду, в которой они узнают о специфике своей будущей профессии, то есть о профессиональной деятельности, кем они могут работать, в каких организациях, узнают о перспективах профессионального развития, смогут построить свою профессиональную траекторию. Данная рабочая тетрадь поможет проявить и поддерживать у студентов интерес к своей будущей профессии.

 

Список литературы: 
1. ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. – 25.11.2003 № 331
2. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. – Москва: БРЭ, 1993. – Т.1