Профадаптация студентов колледжа технических специальностей
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Профадаптация студентов колледжа технических специальностей
Аннотация. В статье рассматриваются причины незаинтересованности студентов в обучении на старших курсах колледжа и то, как можно предотвратить данную проблему в будущем, разработав рабочую тетрадь «Введение в специальность» для работы со студентами-первокурсниками.
Ключевые слова: профадаптация, рабочая тетрадь, профессиональная траектория, профессиональные предпочтения.
Что же такое профадаптация? Профессиональная адаптация — это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда [2].
Цель нашего исследования – изучить, как внедрение рабочей тетради по дисциплине «Введение в специальность» может помочь улучшить систему профадаптации студентов колледжа.
Задачи:
- Выявить последствия отсутствия профадаптационной работы со студентами и проблемы, связанные с ее реализацией в организациях среднего профессионального образования.
- Рассмотреть рабочую тетрадь как способ решения проблем профессиональной адаптации студентов профессиональных образовательных организаций.
В чём же проявляется проблема профадаптации студентов в колледжах? В мае 2020 года нами был проведен опрос среди студентов старших курсов СПО Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего, а также студентов ГБПОУ «Соликамского технического колледжа». Целью опроса было – изучить, был ли выбор студентов осознанным, проверяли ли они актуальность своей будущей специальности, а также выявить у студентов СПО, как на их выбор повлияли родители, учителя, профориентация.
В результате опроса, мы видим, почти 67% студентов понимали и осознавали, в чём заключается их специальность, кем они будут работать. Но целых 33% опрошенных студентов не знали или совсем не понимали, на какую специальность они поступают (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Вопрос №6
Результаты ответов вопрос: «Когда вы поступали, Вы думали над тем, востребованная специальность или нет?» — говорят нам о том, что почти 30% обучающихся считают свою специальность неактуальной и невостребованной (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Вопрос № 7
Кроме того, почти 40% опрошенных студентов совсем не думали над востребованностью и актуальностью своей специальности при поступлении в техникум (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Вопрос № 8
По результатам ответов на вопрос мы видим, что мнение опрошенных студентов разделись поровну. 7 человек сменили бы специальность, 7 человек сомневаются в своём выборе, и только 7 человек уверены в выборе своей специальности и не хотели бы её менять. Это говорит о том, что почти 67% опрошенных студентов не совсем удовлетворены своей специальностью и были бы не против её сменить (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Вопрос №6
Следующая объединенная группа вопросов связана с дальнейшим обучением, а также с тем, кем студенты видят себя в будущем.
Почти 60% опрошенных студентов не хотят связывать себя со специальностью, на которую они сейчас обучаются (см. рисунок 5).
Рисунок 5. Вопрос № 20
Таким образом, по результатам опроса мы выявили, что в колледжах и техникумах проводится слабая профадаптационная работа со студентами. Большое количество студентов недостаточно информированы об актуальности, преимуществах и возможностях развития в своей будущей профессиональной деятельности. Из-за этого чаще всего возникает ситуация, когда студенты теряют интерес к будущей профессии.
Для решения данной проблемы мы предлагаем следующее: во многих колледжах есть дисциплина «Введение в специальность», на которой чаще всего рассказывают только об учебной деятельности (о том, какие дисциплины и практики будут у студентов и т.п.). В целях улучшения качества преподавания данной дисциплины можно разработать рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента над освоением учебной дисциплины [1].
Преимущества рабочей тетради «Введение в специальность» следующие:
- рабочая тетрадь, может быть, использована для самостоятельной работы студентов в процессе изучения своей будущей профессии;
- с помощью рабочей тетради можно рационально использовать учебное время, благодаря наполненному содержанию;
- можно расширить возможности проведения занятия за счет большого количество разнообразных упражнений, творческих заданий, тестов и т.д.;
- так как предполагается создание рабочей тетради в электронном формате, то появляется возможность свободного доступа к ней;
- также появляется возможность наглядного представления о будущей профессиональной деятельности (видеофильмы, фото, анимации и т.д.);
- использование тетради исключает необходимость тратить время на запись аудиторных и внеаудиторных заданий;
- она позволяет студенту более осознанно, целенаправленно осознать теоретический материал.
На наш взгляд, рабочая тетрадь по дисциплине «Введение в специальность» должна в себе содержать следующие разделы:
- Диагностика начального представления студентов о своей будущей профессии.
- Коррекция представлений студентов, которая о преимуществах профессии и перспективах развития в ней, о трудностях, которые могут возникнуть при получении специальности и о том, как их можно решать.
- Завершающий этап: зачет по усвоению дисциплины.
Условия, которые должны быть выполнены нами при разработке рабочей тетради, – следующие:
- учет индивидуально-психологических особенностей и интересов обучающихся;
- ориентация на формирование у них социально-нравственного поведения для успешной профессиональной и социальной адаптации;
- создание образовательной среды, влияющей на стимулирование и развитие познавательной активности, коммуникативных функций, учебных, профессиональных и социальных умений.
Таким образом, разработка и внедрение рабочей тетради для дисциплины «Введение в специальность» поможет погрузить студентов в среду, в которой они узнают о специфике своей будущей профессии, то есть о профессиональной деятельности, кем они могут работать, в каких организациях, узнают о перспективах профессионального развития, смогут построить свою профессиональную траекторию. Данная рабочая тетрадь поможет проявить и поддерживать у студентов интерес к своей будущей профессии.