Статья:

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ахметшина А.И. НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 5(314). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/314/159051 (дата обращения: 10.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ахметшина Аделия Ильясовна
студент, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Елабужский институт (филиал), РФ, г. Казань
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт (филиал), РФ, г. Казань

 

Применение русских-народных подвижных игр для развития патриотических чувств у старшего дошкольного возраста представляет собой значимую тему. На сегодняшний день формирование чувства патриотизма выделяется как аспект общего процесса образования, способствующего формированию такой черты как любовь к отчизне. Что позволяет индивиду активно участвовать в е развитии и служить интересам в современных обстоятельствах заметным направлением модернизации социума стала духовная реабилитация всенародных обычаев и основных положений народной педагогики. Наши учёные акцентируют внимание на высоком потенциале методов народного воспитания, использование которых предоставляет детям на подготовительном этапе возможность развивать социальные навыки осваивать обычаи своего народа, а также межнациональной культуры. Таким образом, внедрение народных игр в образовательный процесс способствует не только патриотическому воспитанию, но и всестороннему развитию личности детей.

Значительность использования народных подвижных игр в деятельности для развития патриотических чувств детей старшего возраста дошкольного учреждения зависит:

  1. Духовного возрождения традиций народа и основ патриотического воспитания.
  2. Средств народной педагогики , осуществление которого позволяет дошкольникам приобретать наследовать традиции своего народа, социальный опыт, , повышать уровень культуры международных отношений .

Народные подвижные игры являются частью народной культуры, одним из направлений педагогической деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников. Ещё в XIX веке П. Ф. Лесгафт и Е. А. Покровский писали о значимости использования народных игр в воспитании подрастающего поколения. Содержание подвижно-игровой деятельности включается в процедуру патриотического воспитания, как средство это сознательное действие, которое определено правилами игры и которое основано на русской национальной традиции. А также учитывает социально-культурные и духовные качества в сфере физической культуры. В них сплетаются важные начала практической педагогики искусства и система физического воспитания.

На данный момент педагоги, работающие в учреждениях дошкольного образования, имеют картинку о народных играх и используют их с другими играми. Однако педагоги не акцентируют внимание детей на особенности народно-фольклорной игры, а также не используют их как средство и метод патриотического воспитания. Именно подвижная деятельность насыщенная народными играми является благоприятной для формирования патриотических чувств. Народные подвижные игры используются как ценный способ патриотического воспитания. Цель работы по применению народно-подвижных игр состоит в том, чтобы исследовать потенциал двигательно-игровой деятельности , в формировании патриотических чувств у старших дошкольников, насыщенной национальными подвижными играми . Разработаны педагогические условия , необходимые для достижения поставленной цели, основываясь на исследования педагогов и психологов, изучавших вопросы патриотического воспитания и применение народных подвижных игр.

  1. возрастные особенности дошкольников.
  2. интеграция национальных подвижных игр в процесс познавательного и художественно-эстетического развития позволяет расширить представления детей о родной стране и малой родине
  3. организация народных подвижных игр как совместная детско-взрослая партнёрская деятельность дает возможность детям включаться в социально-значимую деятельность, в том числе с родителями.
  4. обеспечение эмоционально-положительного фона во всей работе. связанной с формированием чувства любви к отчизне.

Народные подвижные игры интегрируются в работу связанную с физическим воспитанием, становясь частью двигательно-игровой деятельности на физкультурных занятиях и применяясь на прогулках.

Дети воспринимают их как часть народно-национальной культуры наравне с малыми фольклорными формами, сказками, народными игрушками и песнями.

Социологические методы воспитания патриотизма позволили детям с помощью разговоров с бабушками дедушками и другими взрослыми получить новые знания об истории ближнего окружения.

Совместные игры создали положительный эмоциональный фон в работе по воспитанию патриотизма. Знакомство с народными подвижными играми через народное творчество помогает закрепить знания о русско-народном творчестве и традициях. Народные игры аккуратно переходят в самостоятельную игровую деятельность, делая ее насыщенной и эмоционально-яркой. Участвуя в ней объясняются правила, показываются игровые действия , становятся партнерами по игре. Подводя итоги по использованию народно-подвижных игр в патриотично-игровой деятельности нужно отметить, что успешная результативность патриотического воспитания старших дошкольников достигается за счет:

  1.  включения народно-подвижных игр в серию познавательно-художественно-эстетического развития детей ,что позволяет обогатить их представление о родном крае, Отчизне.
  2. организации народных подвижных игр, как настоящего проживания образовательной среды, что помогает ребёнку освоить содержание и правила игры.
  3. вовлечения детей в социальную деятельность с родителями , в такую как «день двора», городские праздники, акция «Бессмертный полк», «масленица» и другие.
  4. обеспечения эмоционального фона в работе связанной с воспитанием любви к родине

Регулярная работа с детьми по патриотическому воспитанию позволяет дошкольникам воспринимать народно-подвижные игры как часть традиционной культуры. Наряду со сказками и т.д. инклюзия народных подвижных игр в образовательно-воспитательный процесс повышает уровень патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:
1. Грибушенкова Л.Н. Патриотическое воспитание дошкольников в дет-ском саду и в семье: методическое пособие / Грибушенкова Л.Н. – МБДОУ №19, Армавир, 2019г.
2. Методическое пособие «Растим патриотов» по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста/ Низа-мова Д. Г., 2022г.
3. Т.А. Бударина, О.Л. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством»,3 изд., М. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023г.
4. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»; Москва Мозаика-Синтез, 2005г.
5. Казановская Н.А. Зеленые святки/ Н.А.Казановская// Игровая Библио-тека.-2021.-№7.-С.4-9.
6. Паршенкова Л. "Самовар-Самоварыч": развлечение для детей 6-8 лет/ Л. Паршенкова, Н.Бреева// Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.-2020.-№9.-С.34-39.-(Познавательное развитие).-Библиогр.: с.39.
7. Бакланова Т. И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник. М.: Планета музыки, 2023. 160 с.