МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(193)
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
METHODS AND TECHNIQUES OF EXAMINATION OF THE FUNCTIONAL BASIS OF READING IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Ksenia Mironova
Student, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Irina Andruseva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Аннотация. В данной статье раскрыт вопрос обследования функционального базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью различных методов и приемов. Описаны методики диагностики навыка чтения у старших дошкольников.
Abstract. This article reveals the issue of examining the functional basis of reading in older preschoolers with general speech underdevelopment using various techniques. Techniques for diagnosing reading skills in older preschoolers are described.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, функциональный базис чтения, навык чтения.
Keywords: general underdevelopment of speech, functional basis of reading, reading skill.
Одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики на сегодняшний день является – обучение детей с отклонениями в развитии навыку чтения.
Чтение – представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный и речеcлуховой. В основе навыка чтения лежат «механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [1, с. 445].
Важность данного направления объясняется необходимостью оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в процессе подготовки к школьному обучению.
Объем коррекционной работы значительно зависит от уровня речевого и психического развития ребенка. В случае нарушения компонентов функционального базиса чтения рекомендуется, использовать весь комплекс приемов по развитию навыков устной речи: звукопроизношения, грамматики, диалогической и монологической речи и т. д. В некоторых случаях (3 уровень речевого недоразвития) достаточно ограничиться формированием основных речевых предпосылок письма и чтения (фонематического слуха, фонематического анализа и т. п.).
Для овладения навыком чтения используются следующие приемы:
- Развитие речевых навыков и функций,
- развитие зрительно-пространственного восприятия,
- развитие сукцессивных способностей ребенка,
- развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи строиться на базе игры и дидактических упражнений. Логопед подводит подводят к самостоятельному осознанию того факта, что речь можно разделить на составные части: слова, слоги и звуки. Могут быть использованы игры: «Хлопни если услышишь звук...», «Какое слово потерялось?» «Какой звук потерялся?». Подбирая картинки к словам-паронимам, паронимы - слова которые отличаются одним звуком (мак-бак), дети усваивают смысл каждого звука в слове.
Для развития слухового внимания используют игры и упражнения из программы детского сада: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делают?». Детей учат понимать и различать интонацию, с которой произнесено слово или предложение. Такого рода упражнения особенно важны в тех случаях, когда первичный дефект нарушение слухового восприятия.
Параллельно с формированием звукопроизношение проводится работа над фонематическими процессами. Детей учат различать и дифференцировать близкие по произношению звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях. Так же проводится работа над звукоcлоговой структурой слова и лекcико-грамматической стороной речи. Например, ребенка просят показать на картинках: где нарисован стол, а где столы, где девочка рисует карандаш, а где девочка рисует карандашом и т. п [2, 286 с.]
При высоком уровне развития наглядно-образного и конструктивного мышления, коррекционный процесс более слаженный и эффективный при формировании функционального базиса чтения. Работа направлена на:
а) отработку ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий. Ребенка учат планомерному последовательному анализу изображений и конструкций. Так, например, осваивается дифференциация эталонной фигуры и фона: сначала путем наложения шаблона, а затем на образном уровне. Для достижения этой цели активно используются палочки Кьюзинера и блоки Дьенеша.
б) совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий-узкий, длинный-короткий и т. п.), обозначением пространственного взаиморасположения (над-под, перед-позади, право-лево и др.).
в) развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Для этого могут быть использованы такие упражнения, как складывание картинок, разрезанных на несколько частей, модификации матриц Равена, некоторые из заданий, приведенных Г. Айзенком (1972).
При наличии выраженной недостаточности зрительно-моторной координации проводятся коррекционные занятия. Ребенку предлагают задания со штриховки по контуру, обводки, срисовывания геометрических фигур. На последующих этапах могут быть рекомендованы следующие упражнения:
а) Рисование незаконченных рисунков,
б) игра «Кто наблюдательнее?»,
в) Рисование с недостающими деталями (в отличие от дорисовывания незаконченных рисунков, даются законченные изображения, но с недостающими деталями. Например, слон без хобота). Методика «Что забыли нарисовать?»
г) письмо букв и слов по шаблонам.
Упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений, должны быть адресованы ко всем анализаторам (зрительному, слуховому, двигательному и кинестетическому). Например воспроизведение серий движений по памяти (типа «кулак-ребро-ладонь»); воспроизведение ритмов по слуховому и графическому образцу. Это можно сделать в виде игры «Телеграфист»; воспроизведение по памяти рядов цифр, звуков, букв, слов с удлинением воспроизводимых рядов. Усложненным вариантом этого упражнения является воспроизведение образца в обратной последовательности; отработка автоматизированного воспроизведения времен года, дней недели, месяцев и т. п. в прямой, обратной последовательности и вразбивку.
У детей встречаются как избирательные (только зрительного или только слухового внимания), так и общие модально-неспецифические расстройства внимания. В коррекционной работе нужно предусмотреть упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям. Основной акцент следует делать на формировании произвольной регуляции внимания.
Таким образом, формирование функционального базиса чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассмотрены и описаны в работах Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Важность данного направления в коррекционной работе обосновывается необходимостью оказания своевременной логопедической помощи детям, испытывающим трудности в процессе подготовки к школьному обучению.