МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
МЕТОДИКА ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
METHODS OF INTENSIVE ADULT SPEAKING TRAINING (ENGLISH LANGUAGE, ADDITIONAL EDUCATION)
Kira Farafonova
Master’s student, Moscow City Pedagogical University (MGPU), Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматривается процесс обучения взрослых говорению на английском языке, подчеркивая его сложность и важность для эффективного вербального общения. Основное внимание уделяется трем центральным факторам: лингвистическому, психологическому и методологическому, которые влияют на успешное освоение разговорной речи. Лингвистический фактор включает в себя усвоение языковых единиц, психологический акцентирует внимание на развитии навыков активной речи, а методологический предлагает стратегии и подходы к обучению. Рассматриваются различные типы упражнений, направленных на развитие монологической и диалогической речи, а также подходы к обучению: дедуктивный и индуктивный. Важность наглядности, использование речевых клише и методов описания подчеркивается как ключевые элементы в процессе обучения. Статья акцентирует внимание на том, что успешное обучение требует учета возрастных и психологических особенностей взрослых обучающихся, что способствует формированию навыков свободного общения на английском языке. В заключение подчеркивается значимость речемыслительной деятельности и ее влияние на успешность обучения.
Abstract. The article examines the process of teaching adults to speak English, emphasizing its complexity and importance for effective verbal communication. The main attention is paid to three central factors: linguistic, psychological, and methodological, which affect the successful development of spoken language. The linguistic factor includes the assimilation of linguistic units, the psychological one focuses on the development of active speech skills, and the methodological one offers strategies and approaches to learning. Various types of exercises aimed at the development of monological and dialogical speech, as well as approaches to learning: deductive and inductive, are considered. The importance of clarity, the use of speech cliches and description methods are emphasized as key elements in the learning process. The article focuses on the fact that successful education requires considering the age and psychological characteristics of adult learners, which contributes to the formation of skills of free communication in English. In conclusion, the importance of speech-thinking activity and its impact on the success of learning is emphasized.
Ключевые слова: обучение говорению, взрослые обучающиеся, вербальное общение, лингвистический фактор, психологический фактор, методологический фактор, монологическая речь, диалогическая речь, языковые автоматизмы, репродуктивные упражнения.
Keywords: speaking training, adult learners, verbal communication, linguistic factor, psychological factor, methodological factor, monologue speech, dialogic speech, linguistic automatism, reproductive exercises.
Несомненно, обучение говорению взрослых на английском языке – трудоемкий процесс, потому он наряду с аудированием оказывает существенную помощь в вербальном общении, осуществляемом непосредственно в устной форме. Основная задача учебного процесса состоит в том, чтобы дать возможность взрослым обучающимся в устном форме без каких-либо сложностей выразить собственные чувства. Считаю необходимым акцентировать внимание на трех центральных составляющих факторах, которые связаны с содержанием учебного процесса взрослых разговорной речи на английском языке. Этими факторами, как правило, представлены следующие: лингвистический, психологический и методологический. Лингвистический фактор непосредственно воспроизводит все языковые и речевые единицы, которые способны усвоить взрослые обучающиеся в решении тех или иных задач, которые стоят перед обучающимися в учебном процессе. Как правило, эти задачи содержатся в нормах изучаемых тем. Стоит уделить внимание важности психологического компонента. Его суть в том, чтобы оказать существенную помощь взрослым в простом усвоении навыков и умений активной речи, свободно ее использовать в общении. Наконец, методологический компонент представлен тем навыком, который при учебе помогает брать за основу опоры, осмысленно осуществлять операции, важные для обучения говорению. Кроме того, существенное значение имеет возникновение своих опор, они способствуют тому, что взрослые более легко могут справиться с освоением монологической речи. На основании того, какое содержание у монологической речи, ее необходимо классифицировать на описание того или иного события, на сообщение, выраженное в виде рассказа, на рассуждение, выраженное формой того, что взрослый способен сам излагать определенные факты, проводить их анализ, обращая внимание на достоинства и недостатки. Кроме этого, монологическая речь может быть репродуктивной, репродуктивно-продуктивной, продуктивной. По степени своей подготовки она может являться подготовленной, частично-подготовленной, неподготовленной.
Когда взрослые учатся диалогической и монологической речи, то они должны понимать, какие действия им за основу нужно брать. Здесь самым простым действием представлена репродукция. Потому что через нее учащиеся взрослые могут усвоить современную структуру речи, узнать много нового о лексической наполняемости. В детском и подростковом возрасте освоить значительно легче, чем, когда человек уже взрослый. Взрослым изучение и более удачное освоение репродукции дано труднее. Считаю важным обратить внимание на такой пример репродукции: My name is Sasha. Это, как правило, частичная репродукция. I live in Moscow. → Sasha lives in Moscow. (трансформация live – lives) I have a book (interesting, English). Это уже выражено расширением. Что касается комбинирования, то здесь оно находится за пределами навыков, взаимодействующих с умением. Есть простой пример конструкции: I am fond of of music. Yesterday I was at the concert.
При освоении монологического высказывания взрослыми взаимодействуют такие разновидности опор. Наглядность выражена определенной картиной, по которой взрослый в устной форме может сам придумать рассказ, сделать набросок рисунка, фото, плакат с определенным изображением, часть их видео, тот или иной предмет, который действует в реальной жизни. Примером наглядности представлен текст, у него присутствует любое наполнение, но этот текст в языковом отношении для обучающихся должен являться простым, располагать фабулой, описательной частью, сведениями, их учащимся взрослым нужно изложить, акцентируя внимание на определенные моменты. Очень значимо дать формулировку темы и показать ее на неодинаковом уровне абстракции, касаясь многих областей жизни взрослых, воздействуя на их учебный процесс говорения. Наглядность содержит пословицы, афоризмы и множество крылатых фраз –мотивируют самим сочинить монолог. Кроме того, в наглядности присутствует экспозиция, которая является компактным материалом, например: сообщение, карикатура, мини рассказ, изложение многих точек зрения. Они должны показывать проблемы, стимулировать к ведению споров, отражать собственное отношение к рассматриваемым проблемам [1,с.189-192].
В ходе обучения монологической речи в качестве ориентира можно использовать существующий план и схему высказывания, центральные слова и фразы, которые показывают подтемы текста. На первоначальном этапе используются изобразительные средства, у них есть своя комплексность, они, как правило, ориентированы на языковую форму, и на состав речи, в нем есть картинки, видеофильмы – все это направлено на овладение языковыми навыками учащихся взрослых.
Нужно указать на центральные этапы обучению говорению взрослых на английском языке. Первый этап – это подготовительный, его основа - формирование материально-операционной стороны говорения. Здесь идет выработка и совершенствование языковых автоматизмов, знаний, чтобы взрослые научились без ошибок в учебе использовать фонетический, лексический, грамматический материал. В качестве ориентира выбрана форма высказывания и содержание. Упражнения репродуктивные содержат имитацию и подстановку. Есть и репродуктивно-продуктивные упражнения, они включают в себя присоединение трансформации, комбинирования.
На втором этапе взрослые учатся уже непосредственно подготовленной речи. Здесь они должны определить содержание говорения. На этапе подготовленного высказывания им без ошибок нужно выбрать те языковые методы и средства, целиком соответствующие коммуникативным целям. На этом этапе делается акцент на форму и содержание. А так же раскрывается логика системного материала.
На третьем этапе взрослые уже учатся неподготовленной речи. У них идет формирование умений строить инициативную речь, они постигают умение произвольно общаться на английском. В методике упражнения классифицированы на типы, где так же есть и виды упражнений. Далее надо рассмотреть типы и виды упражнений, направленные на обучение взрослых монологической речи на английском языке. Подготовительно-репродуктивные упражнения у взрослых при обучении английскому обеспечивают материально-операционную основу говорения. В этом комплексе содержатся лексические, грамматические, фонетические упражнения, они в своем единстве ориентированы на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование. Продуктивные упражнения оказывают помощь взрослым при обучении говорению на английском языке, помогают активно использовать навыки и решать коммуникативные задачи. Условно-речевыми упражнениями служат подстановка, трансформация, комбинация вместе с речевыми упражнениями [2, с.90-99].
Важно отметить, что в учебном процессе взрослых диалогической речи присутствуют два центральных подхода, существенно дополняющих друг друга. При учебном процессе диагностической речи путь «сверху вниз» представлен, как дедуктивный и «путь снизу вверх» – индуктивный. На дедуктивном пути учеба говорению начинается от целого диалога, как образца, который нужен, чтобы построить подобный диалог. Здесь преподаватель руководствуется своим обучающим алгоритмом, у которого есть собственное содержание: обучающим дают прослушать диалог-образец как структурно-интонационный эталон, его обучающиеся воспринимают на слух. При помощи графической опоры обучающиеся взрослые распознают ключевые позиции.
Следующий этап обучения – аналитический. Здесь важно рассмотреть, как обучающиеся присваивают ключевые особенности диалога. Центральными особенностями представлены клише, обращения, модальные слова и выражения, контроль над осмыслением диалога-образца. Здесь необходимо научиться давать грамотные ответы на вопросы, приводить истинные и ложные утверждения. Не менее важно уметь воспроизвести диалог по ролям вместе с учителем, либо обучающиеся надо по отдельности повторять эти реплики и научиться представленный диалог-образец повторять в парах, если будет нужно. Кроме того, при конкретном результативном воспроизведении индивидуальными учащимися взрослыми надо научиться повторять диалог. При обучении диалогической речи «сверху» действия учащихся за базу должны брать запоминание и воспроизведение, максимальный объем нагрузки будет наложен на память обучающихся взрослых, но не часто получается мотивировать и стимулировать, если не взять за основу конечный диалог.
Второй подход – индуктивный («путь снизу») – это непосредственно путь от усвоения центральных компонентов диалога к его ведению без помощи преподавателя, ориентиром выбирая учебно-коммуникативную ситуацию. Учащиеся усваивают индивидуальные речевые действия благодаря выполнению комплекса упражнений. Обучение диалогу путем «снизу вверх» базируется на том, что взрослые в процессе учебы говорению на английском языке не имеют диалога-образца. Здесь идет речь не только о качестве ведения диалога, но и о том, насколько полезно владеть диалогической формой общения. Получается, у учащихся взрослых важно установить и улучшить навыки и умения вести диалог и при этом верно задавать разные вопросы, отличающиеся своей логикой и последовательностью. Но при этом надо грамотно отвечать на поставленные вопросы, прибегая к множеству реплик реагирования на общения и продуктивно использовать систему ввода и клиширования выражений. Кроме того, для обучения взрослых надо применять действующие методы речевых функций, в частности, согласие, либо несогласие, неуверенность, радость, просьбы. Индуктивная и дедуктивная модели формирования умений диалогической речи тесно взаимодействуют между собой [3, с.118-123].
Обучение монологической речи взрослым надо начать с усвоения методов описания, его объектами являются предметы и явления, повествования, выраженные действиями и событиями, именно с ними в частых случаях в процессе учебы соприкасаются взрослые. На этом этапе у них уже сформировались умения. Они свободно строят высказывания, как простое предложение в ответ на вопросы, что им задает преподаватель; они так же строят высказывание, как простое предложение, ориентируясь на речевой образец и высказывание, включающее в себя связанные логически между собой предложения, и с упором на изученную тему. Кроме того, нужно научиться составлять краткий рассказ по изученному материалу, рассказ должен быть описанием или повествованием. На основном этапе к описанию и повествованию нужно добавить обучение методам рассуждения, ориентированному на уточнение и доказательство того или иного положения, которое затрагивает интересы учащихся взрослых. Получение высокого результата зависит не только от высокого уровня владения языком, но и от уровня общего развития взрослых. Важно отметить, что обучение монологической речи предполагает умение давать ответы по существу на вопросы к прочитанному тексту на любую тему; писать сообщения, небольшие доклады и делать высказывание на любую тему в виде законченного текста.
Работу на основе текста надо построить по такой модели: чтение текста и выполнение к нему задании, это поможет гораздо лучше понять прочитанный материал и разделить его на аргументы, выделяя основные предложения вместе с опорными словами и составить план текста. Не менее важно сделать комплекс языковых и речевых упражнений, для освоения новых лексических и грамматических методов общения и восстановления содержания текста с помощью ключевых слов, предложений и плана в качестве опоры. Далее будет нужно пересказать текст с различной коммуникативной установкой, в очередной раз восстановить, как происходили события в тексте, суметь объяснить поведение всех действующих лиц, и оценить события от разных лиц. Очень важно научиться замечать проблемы текста, выражать свое отношение к поведению действующих лиц, к событиям и проблемам, о которых идет речь в тексте, и уже после этого составить сообщения по теме.
Необходимо сделать вывод. Важно выделить, что в процессе учебы говорению взрослых на английском языке, особый акцент сделан на речемыслительную деятельность обучающихся данной возрастной категории. Все предложенные им ситуативные условия на данном изучаемом уровне уроке должны полностью соответствовать их возрастным и психологическим особенностям, тогда это поможет им более успешно прививать навыки и умения свободно говорить на английском языке, а так же и в общеобразовательном отношении [5,с.145-150].