Статья:

РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Келлер Р.М. РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 36(215). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/215/118648 (дата обращения: 23.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Келлер Ригина Миндибековна
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATIONAL UUD IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES.

 

Regina Keller

South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. Основа образовательных стандартов нового поколения – формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Abstract. The basis of the new generation of educational standards is the formation of universal educational actions aimed at the ability of pupils to successfully assimilate new knowledge, to form skills and competencies, including the independent organization of this process.

 

Ключевые слова: Универсальные учебные действия, младшие школьники, внеурочная деятельность.

Keywords:  Universal educational activities, primary school students, extracurricular activities.

 

В настоящее время особую остроту вызывают вопросы формирования универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе (1-4 классах). Это связано с изменениями в структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в виде целевых ориентиров.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В процессе внеурочной деятельности также происходит формирование УУД, в том числе и познавательных. Таким образом, актуальность вопроса обусловлена требованиями ФГОС НОО к содержанию образования в начальной школе.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:  познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Из всей совокупности познавательных УУД мы обратим внимание на  общеучебные познавательные УУД: смысловое чтение, поиск и выделение информации, структурирование информации, так как именно эти умения можно считать базовыми для обучения в современной школе.

Широкие возможности в плане формирования познавательных УУД предоставляет осуществление внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального, общекультурного, социального направления.

Общеучебные УУД, логические учебные действия и постановка и решение задач, могут формироваться в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности.  Во внеурочной деятельности в начальной школе возможно формировать общеучебные познавательные УУД посредством разнообразных видов деятельности.

Для диагностики уровня сформированности общеучебных УУД необходимо использовать диагностические задания.

В основу разработки были положены материалы М. Ю. Демидовой, С. В. Ивановым, О. А. Карамовой.

Диагностическая работа может включать исследование разных общеучебных познавательных универсальных учебных действий:

  • общеучебное УУД: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации;
  • логическое УУД: синтез и составление целого из частей;
  • логическое УУД: подведение подпонятие;
  • общеучебное УУД: структурирование знаний;
  • общеучебное УУД: моделирование;
  • логическое УУД: доказательство;
  • логическое УУД: анализ с целью выделенияпризнаков;
  • логическое УУД: установление причинно-следственныхсвязей.

Сформированность умений определяется путем суммирования баллов, полученных детьми за выполнение всех заданий.

Для повышения уровня сформированности общеучебных познавательных универсальных учебных действий нами предложено использовать внеурочную деятельность, как эффективное средство формирования общеучебных познавательных универсальных учебных действий.

Приведем примеры внеурочных занятий и их цели.

Сказка о медвежатах и детёнышах панды. Цель – анализировать текстовую информацию и на ее основе составлять кластер; работать с табличной информацией; преобразовывать информацию из одного вида в другой; работать по алгоритму.

Вот и осень пришла.    Цель – Учиться озаглавливать текст; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Юный эрудит. Цель – находить информацию; аргументировать свою точку зрения; строить грамотное речевое высказывание в устной форме; преобразовывать информацию из одного вида в другой;

У природы нет плохой погоды.      Цель – аргументировать свою точку зрения; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; строить грамотное речевое высказывание в устной форме; преобразовывать информацию из одного вида в другой; по табличным данным строить столбчатые диаграммы.

Знакомые незнакомцы. Цель – анализировать текстовую информацию и на ее основе составлять кластер; находить информацию, представленную в явном и неявном виде; работать с инфографикой; работать с нестандартной линейной диаграммой; строить грамотное речевое высказывание в устной форме.

Таким образом, использование внеурочных занятий при развитии общеучебных универсальных учебных действий, по нашему мнению, будет наиболее эффективной.

 

Список литературы:
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – Москва: Просвещение, 2008. – 156 с.
2. Ахметова М. Н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 3. – С. 166–171.
3. Битянова М. Р. Мониторинг УУД: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия – новые задачи / М. Р. Битянова // Практика образования. – 2012. – № 1. – С. 28–33.
4. Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / Н. Н. Давыдова, О. В. Смирных // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 167–175.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия – к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. – Москва : Просвещение, 2011. – 152 с.
6. Науменко Ю. В. Содержание организационно-методической работы по развитию универсальных учебных действий у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС / Ю. В. Науменко // Методист. – 2013. – № 1. –2–7 с.