Современные проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности через воспитание эстетической потребности у учащихся младших классов на уроках музыки
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Современные проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности через воспитание эстетической потребности у учащихся младших классов на уроках музыки
В последнее время существенно возросло внимание к проблеме духовно-нравственного развития подрастающего поколения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для их усвоения, когда ребенок только начинает постигать новую систему отношений с окружающими людьми, включается в новые виды и формы деятельности.
В настоящее время дефицитом стали такие качества, как добро, великодушие, совесть, долг, благородство, уважительное отношение к старшим.
Одна из важнейших задач эстетического образования – воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно-нравственного развития детей можно на занятиях музыки. Главное, что должен сделать учитель, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание». Однако, как отмечал Выготский Л., музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции
Понятие духовно-нравственного воспитания имеет два направления: светское и религиозное. Как первое, так и второе направление имеют место в нашей жизни, вбирая в себя исторически значимые события, культурное наследие, обычаи и традиции, библейскую рассудительность
Все, что имеет связь с душой, идет от души и сердца, необходимо нам для души — именно это и есть духовно-нравственная культура, как писал Д. Лихачев. То, что называют «душой народа», традиции и культурные ценности, передаваемые из поколения в поколение, оказывают огромное влияние на создание нравственного потенциала, которые определяет духовные ценности и хранят святость и чистоту личности
Способность к любви является высшей духовно-нравственной способностью любого человека, так как именно это чувство помогает человеку восстанавливать жизненные силы и наполняет его существование смыслом. Ян Амос Коменский говорил о том, что лишь «божественная любовь» в сердцах людей может помочь им в стремлении ко всеобщей гармонии добродетелей.
Чем организованнее деятельность учителя и учащихся, тем более доверительнее отношения между ними, тем чаще в процессе таких занятий появляется вдохновение, а какие-либо знания наполняются смыслом, которые греет ум и сердце, ведь путь к человеческой душе пролегает через любовь.
Каждый из нас имеет свободу выбора, способен проявлять доброту и находится на пути к нему посредством семейного общения, теплоты и любви, и именно этот путь находит отклик во многих сердцах, так как он самый понятный и самый близкий для души любого человека. Кто-то познает добро через ласку матери, кто-то узнает это от отца, кто-то через любовь к своей стране и малой родине, некоторые познают смысл добра через общение с Богом, молитвы – все эти направления можно назвать путями обретения себя в воспитательном пространстве образования.
Из доклада Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «Воспитание личности на основе нравственных принципов христианства дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Мы знаем, что от фундамента зависит прочность здания. Прочный фундамент – стоит здание долго. А если фундамент непрочный, с изъянами, уж не говоря о зыбкой почве, то на этом месте может быть построено прекрасное здание, но через некоторое время оно разрушится» [1].
Духовное формирование и развитие личности имеет стойкое основание в начальных классах школы. Выдающимися педагогами была доказана необходимость музыкального воспитания для полноценного формирования духовного «фундамента», полноценного этического развития человека.
Для более эффективной работы с детьми в фольклорные произведения включаются максимально доступные им явления и ситуации, используются разнообразные эмоции, средства музыкальной выразительности. Музыка, написанная для целевой аудитории детей, всегда очень естественна, в связи с чем легко воспринимается и запоминается, так как такие произведения открывают перед ребенком новый мир, мир творчества и искусства.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию, что является основой для формирования музыкальной культуры, в то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы [2].
Одним из эффективных способов в решении задач развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства является музыкальное образование