Методы развития чувства ритма средствами изобразительного искусства
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Методы развития чувства ритма средствами изобразительного искусства
METHODS FOR DEVELOPING A SENSE OF RHYTHM VISUAL ARTS
Natalia Nelasova
Master of Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы, способствующие развитию чувства ритма средствами изобразительного искусства в дошкольной и школьной практике
Abstract. The article discusses methods and approaches that contribute to the development of a sense of rhythm by means of the visual arts in preschool and school practice
Ключевые слова: развитие чувства ритма, методы, подходы, дошкольный возраст, школьный возраст, изобразительное искусство, общеобразовательная школа
Keywords: development of a sense of rhythm, methods, approaches, preschool age, school age, fine arts, secondary school
Чувствовать и воспроизводить ритм движений и звуков дети начинают очень рано. Зрительное восприятие ритма и его изображение – в основном результат обучения. В практике преподавания изобразительного искусства есть ряд методов и подходов, направленных на развитие чувства ритма на разных возрастных этапах, рассмотрим некоторые из них.
Для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста кандидат педагогических наук Татьяна Геннадиевна Рубан предлагает сочетать музыку и рисунок. Автор отмечает, что музыка должна звучать в самом процессе рисования как эмоциональная «подпитка». Таким образом, дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра. Автор подчеркивает, что в рисунках находит отражение и ритм музыки, так как дети «проживали» данный ритм посредством собственного тела, а позже он начинал «звучать» и в их рисунках.
О синтезе музыки и изобразительного искусства пишет в трудах для начальной школы Ю.А. Полуянов. Автор отмечает, что на третьем-четвертом году жизни дети уже могут наносить на бумагу линии и штрихи неопределенной формы, но это только результат движения с карандашом, а к шестому году чувство ритма по отношению к движениям и звукам по-прежнему у большинства детей опережают способность воспринимать зрительные формы и изображать их на своих рисунках. Поэтому, развивая чувство ритма на занятиях изобразительным искусством, полезно сначала обратить внимание детей на организацию звуков в музыке, движений – в танце, слов – в поэзии.
В своих трудах для начальной школы «Изобразительное искусство и художественный труд» Ю.А. Полуянов полагает, что чувство ритма у младших школьников будет развиваться только если ребенок самостоятельно откроет способы построения ритмов. Исходя из этого, автор разрабатывает ряд упражнений на составление различных орнаментальных ритмов с последующим усложнением. Так же автор отмечает, что особенно важно, чтобы в течение всех этих занятий обучающиеся поняли, что ритм не зависит от фигур, из которых он строится, что фигуры можно заменить на любые другие, а ритм останется прежним.
Н.М. Сокольникова предлагает обучающимся начальной школы выполнять упражнения с натуры, так как при ее изучении обучающиеся передают в рисунке движение, ритм, контраст и соподчинение частей. В основе ее подходов упражнения на передачу движения (спокойного/беспокойного).
В.С. Кузин в программе «Изобразительное искусство 1-9» предлагает развивать чувство ритма младших школьников на уроках декоративного рисования. Составляя эскизы простейшего декоративного оформления предметов быта, творческого использования графических элементов и цвета в декоративных работах (ритм элементов в полосе, круге). Позже, к 7 классу, когда обучающиеся знакомятся с правилами композиции, обращается внимание на линейные ритмы (анализ натюрморта художника А. Нечаева). К концу 8 класса учащиеся должны самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции).
В пояснительной записке к программе отмечено: «Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм, цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы , находят затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: аппликации, плетению, изготовлению игрушек, вышивки и т.п.» [1].
Рассматривая программу «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» под руководством Т.Я. Шпикаловой, можно отметить, что развитие художественно-графических умений и навыков предполагает сознательное использование в создании художественного образа средств художественной выразительности: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции.
В процессе обучения у учащихся развивают наблюдательность, видение цвета, углубляют их представления о пространстве и способах его передачи на плоскости. Есть задания, где учащимся необходимо придумать музыкально-ритмическую композицию для украшения предмета.
Автор статей о формировании чувства ритма у детей А.Р. Сатаров предлагает следующие приемы развития чувства ритма: визуализация музыкального образа (песня, танец, марш), обучающимся предлагается прослушать музыкальное приоизведение и передать ритм цветом, линиями; еще один из приемов - создание ритмической структуры на основе осмысления понятия («Тишина», «Красота», «Движение»);
создание образа на основе поэтического ритма, где обучающимся предлагается прослушать текст в исполнении мастера художественного слова, осмыслить ритмическую структуру стиха с помощью жеста и создать образ на основе заданного ритма;
последовательное увеличение количества ритмических рядов (от работы к работе), на основе восприятия ритмично организованных образов пространственных искусств с установкой на выработку внутреннего соритмичного строя чувств и представлений.
Таким образом, мы наблюдаем целый ряд различных подходов, направленных на единую цель – развитие чувства ритма. Важно отметить, что зачастую в своих методах авторы используют синтез искусств – музыки и изобразительного искусства, что, несомненно, является хорошим проводником для понимания эмоциональной составляющей ритма. Анализируя программы по изобразительному искусству важно понимать, что развитие чувства ритма – это все-таки более глубокий и длительный процесс, а точечные уроки, касающиеся ритма, дают представление о его существовании, но чувство ритма развивают слабо. Важно понимать, что развивать чувство ритма необходимо целенаправленно, делая на это должный акцент.