Статья:

Использование дидактического материала по морфологии как средство развития познавательной активности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Докудовская М.А. Использование дидактического материала по морфологии как средство развития познавательной активности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89615 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование дидактического материала по морфологии как средство развития познавательной активности

Докудовская Марина Александровна
студент, ТОГАПОУ Педагогический колледж города Тамбова, РФ, г. Тамбов
Зотова Татьяна Николаевна
научный руководитель, ТОГАПОУ Педагогический колледж города Тамбова, РФ, г. Тамбов

 

Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников.

Познавательную активность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков.

На уроках русского языка в процессе работы с дидактическими материалами у учащихся усиливается мотивации обучения, происходит развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического), осуществляется процесс формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры ребенка, активизируется взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

Система дидактических материалов на уроках русского языка должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение учащихся различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого) при изучении разнообразных тем [4, с. 23].

Дидактические средства на уроках русского языка чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства на уроках русского языка можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажеры и универсальные [2, с. 44].

Как показывает практика, снижается качество знаний по русскому языку в области морфологии, так как это один из сложных разделов русского языка в начальных классах. Важнейшая цель современного образования - воспитание ученика, способного учиться самостоятельно. Это особенно важно в XXI веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у учащихся младшего школьного возраста умения учиться.

 

Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интерес: Ученые записки Ленинградского Государственного Университета. - Л., 1959 
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1991. – 189 с. 
3. Доронина, Н. Н. Познавательная активность детей младшего школьно-го возраста / Н. Н. Доронина, О. А. Чернова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 4 (190). - С. 176-178. 
4. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.