Статья:

Формирование метапредметных умений у младших школьников в процессе обучения орфографии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Никитина А.В. Формирование метапредметных умений у младших школьников в процессе обучения орфографии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89714 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование метапредметных умений у младших школьников в процессе обучения орфографии

Никитина Анастасия Владимировна
студент, ТОГАПОУ Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов
Зотова Татьяна Николаевна
научный руководитель, ТОГАПОУ Педагогический колледж г. Тамбова, РФ, г. Тамбов

 

Введение новых образовательных стандартов вызвало существенные изменения в теории и практике обучения. Переход современного общества на инновационный путь развития обусловил переоценку взглядов на содержание начального образования и значимость развития подрастающего поколения. Заметно повышается уровень требований к личности младшего школьника.

Обучение необходимо выстраивать таким образом, чтобы обучающиеся могли самостоятельно определять и достигать поставленные цели, принимать решения, анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события, организовывать себя и свою деятельность, правильно выражать свои мысли, своевременно и адекватно решать практические и теоретические задачи в различных жизненных ситуациях на протяжении всей жизни

Учебная деятельность является основной структурной единицей учебной деятельности, с помощью которой учащиеся решают разнообразные учебные задачи. Учебная деятельность включает в себя: постановку проблемы, общие или конкретные способы ее решения, мониторинг, оценку и коррекцию.

Действия, которые составляют образовательную деятельность, в процессе овладения ими учащимися выходят на более широкую позицию – способы выполнения более сложных действий. Так как те действия, к которым ученик уже достаточно привык и может ими владеть, укрепились в базе функций учащегося, они постепенно становятся контролируемыми и перерастают в действия более сложного уровня. Примером данного факта, могут быть освоение письма, чтения или английского языка.

В процессе обучения ребенка чтению он запоминает буквы с помощью зрительной и слуховой памяти, то есть запоминает, как выглядят буквы и как они произносятся. После этого он будет узнавать их при чтении. Тогда эти буквы перестают быть одиночными и соединяются в слоги, но этот навык не позволяет детям читать слово полностью. Когда ученик научится читать все слово целиком, следующая задача-найти смысл и понимание прочитанного. Это более сложное действие. Действия, которые он выучил раньше, становятся для него базовыми, ученик легко читает отдельные слоги и слова. Он не тратит усилий на понимание каждой буквы в отдельности.

Достаточно ярким примером является навык овладения письмом. Когда дети приходят в школу, обучение письменности начинается с написания элементов букв. После этого, дети учатся писать буквы целиком, но при написании первых слов перед ним стоит цель пока еще не написать слово как таковое, а правильно вывести каждую букву и соединения между ними. При этом ребенок затрачивает очень много физических сил: у него напряжены не только мышцы кисти руки, но и вся рука, мышцы спины, часто ног и даже головы. Лишь постепенно основная физическая нагрузка переходит на пальцы, держащие ручку. Постепенно ребенок доводит до автоматизма навык написания букв, у него формируется почерк. К концу первого класса среди видов работ на уроке появляется диктант, а во втором классе – изложение. Письмо под диктовку или по памяти уже подразумевает понимание смысла написанного. Именно фиксация мысли на бумаге становится сознательной целью школьника при письме. Он уже не следит за написанием отдельных букв и даже сам не замечает, как их пишет, – их написание превратилось в операцию.

При овладении иностранным языком вначале достаточного напряжения сил требует освоение произнесения непривычных, отсутствующих в родном языке звуков, например гортанных, носовых. При их произнесении правильные движения губ и языка целенаправленны, они сознательно контролируются по способу осуществления, требуют усилия воли учащегося. По мере отработки этого действия произносимый звук включается в слог, затем в значащее слово и наконец в осмысленную фразу. Действие его произнесения автоматизируется, перестает контролироваться сознанием.

Во всех этих случаях сознание становится направленным на более высокие уровни деятельности. Управление же операциями осуществляется на уровне «фонового автоматизма». Процесс перехода действий в операции является проявлением автоматизации навыка. Такие операции, бывшие ранее самостоятельными действиями, называются сознательными. Наряду с ними в деятельности существуют операции, которые никогда не осознавались субъектом как самостоятельные действия. Например, ребенок, осваивая родной язык, словесную речь, интуитивно сравнивает способы грамматического оформления своих высказываний с нормами речевого общения взрослых. Ребенок не осознает этих действий, в силу чего они не могут быть определены как таковые. Следовательно, они являются операциями и с самого начала формируются бессознательно в результате подражания. Подобные действия могут формироваться либо через интериоризацию внешних предметных сознательных действий, возникающих в развитии и обучении, либо представлять операциональный состав психических процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления. К таким операциям относятся в первую очередь интеллектуальные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

 

Список литературы:
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/46168.htm