Выявление характера нарушений словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)
Выявление характера нарушений словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
«Словообразование – образование новых слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов или на базе словосочетаний по существующим в языке образцам и моделям» [2].
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) наблюдаются значительные трудности в овладении словообразованием, которые мешают успешному усвоению грамматики и связной речи.
Для преодоления нарушений словообразования необходимо проведение целенаправленной коррекционной работы. Направление и содержание этой работы зависят от результатов проведенного исследования по выявлению нарушений словообразования. Поэтому данная проблема является актуальной и требует последующего изучения.
Цель исследования – выявить характер нарушений словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
Задачи исследования:
1. Подобрать методику исследования навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
В обследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
Выявление характера нарушений словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) проводилось по методике М.М. Алексеевой и В.И. Ляминой «Исследование способности словообразования» [1].
Для обследования словообразования существительных детям предлагалось выполнить следующие задания, разработанные М.М. Алексеевой и В.И. Ляминой.
При выполнении задания № 1, целью которого является выявление способности правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн. числе было выявлено добавление ненормированных суффиксов –ик-, -к-, -ёнк-, -очк-, а также неправильное образование супплетивных форм.
При выполнении задания № 2, цель которого – выявление способности употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, было выявлено слов, не соответствующих возрасту детей («киса», «зая») и отсутствие словообразовательных преобразований («лягушка» - «лягушка», «утка» - «утка»).
При выполнении задания № 3, цель которого – выявление умения употреблять существительных с суффиксом –ниц- со значением вместилища, были выявлены замены незнакомых слов известными синонимами («хлебница» - «блюдечко», «салфетница» - «подставка» и т.д.), а также смешение суффиксов –ниц- и –ник- («конфетница» - «конфетник», «салфетница» - «салфетник»).
Результаты исследования словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) представим на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень сформированности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
Обследование словообразования существительных показало, что умение образовывать названия детенышей ед. и мн. числа наиболее нарушено. Имеются отдельные недостатки при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Также отмечена недостаточная сформированность умения образовывать существительные с суффиксом –ниц- со значением вместилища
Для обследования навыков языкового чутья, умения критически оценивать речь были предложены следующие задания.
При выполнении задания № 4, цель которого – выявление способности к языковому чутью, восприятию и пониманию словообразовательных форм, выявлена неспособность разграничить слова со значением профессий и слова с суффиксом –тель в значении лиц, занимающихся какой-либо деятельностью.
При выполнении задания № 5, цель которого – выявление умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования, неспособность исправить неправильно образованные сложные словообразовательные формы проявлялась в заменах на знакомые слова, но с неподходящим значением («масленица», «масло» вместо «масленка»), на знакомые синонимы («банка» вместо «вазочка для варенья, розетка»), также выявлено добавление суффикса –ниц-.
Результаты обследования навыков языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) представим на рисунке 2.
Рисунок 2. Уровень сформированности навыков языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм, умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
Обследование выявило несформированность умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования. Навык языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм также оказался нарушен.
Для обследования словообразования прилагательных детям были предложены следующие задания.
При выполнении задания № 6, цель которого – выявление умения образовывать слова: а) с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ); б) путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное), были выявлены значительные нарушения умения образовывать слова с помощью слияния двух основ, а именно игнорирование основы существительного при использовании для образования слова только основы прилагательного, как итог – терялось значение; замены сложных слов на словосочетания с тем же смыслом; добавление лишнего суффикса («черноволосная»), неправильное чередование согласной («длинноуший»). Затруднения в образовании слова путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное) связаны с выбором неправильных суффиксов («металная», «метальная», «металловая» вместо «металлическая»).
Результаты обследования сформированности словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) представим на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровень сформированности словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)
Обследование словообразования прилагательных показало, что у детей имеется нарушение умения образовывать слова с помощью слияния двух основ, а также недочеты в образовании слова путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).
Общий результат обследования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) представим на рисунке 4.
Рисунок 4. Результаты обследования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) по методике М.М. Алексеевой и В.И. Ляминой
На основе полученных результатов исследования словообразования можно выделить следующее:
1) нарушено умение образовывать названия детенышей ед. и мн. числа;
2) имеются недочеты умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
3) недостаточно сформировано умение образовывать существительные с суффиксом –ниц- со значением вместилища;
4) не сформировано умение критически оценивать речь, умение находить ошибки в употреблении способов словообразования;
5) нарушен навык языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм;
6) нарушение умения образовывать слова с помощью слияния двух основ;
7) недочеты в образовании слова путем перехода слов из одного грамматического класса (существительное) в другой (прилагательное).
На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы над словообразованием у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).