Статья:

Совершенствование организации медицинской помощи в сельском муниципальном образовании

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(15)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Чашкина А.А. Совершенствование организации медицинской помощи в сельском муниципальном образовании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 15(15). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/15/25949 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование организации медицинской помощи в сельском муниципальном образовании

Чашкина Анна Александровна
магистрант Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, РФ, г. Рязань

 

В статье изучается современное состояние организации медицинской помощи сельскому населению в разрезе социально-медицинских и экономических аспектов. Проведен анализ эффективности организации медицинской помощи в малом муниципальном образовании на примере сельского поселения Рязанской области. Определены основные проблемы в системе здравоохранения по организации медпомощи гражданам, проживающим в сельской местности и определены пути по ее совершенствованию.

Актуальность исследования. Развитие современного общества, науки и практики здравоохранения, а также состояние здоровья населения, вызывает необходимость в повышении результативности системы здравоохранения государства и совершенствованию ее структуры. Реформирование системы российского здравоохранения, которое продолжалось в течение ряда последних лет, нашло свое отражение в функционировании всех ее звеньев. При этом процедура адаптации деятельности лечебных учреждений к новым экономическим условиям особенно сложно протекает в сельской местности. Неблагоприятные процессы в состоянии здоровья граждан происходят на фоне недостаточной результативности использования материальных ресурсов здравоохранения, отсутствия сбалансированности структуры оказания лечебно-медицинской помощи, уменьшения ее качества и доступности для сельского населения.

Охрана здоровья граждан сельских муниципальных образований выступает неотъемлемой частью всего здравоохранения. Поэтому главные принципы, которые характерны для сферы здравоохранения в целом, присущи и для сельского здравоохранения. Однако в условиях села само понятие доступности медпомощи не нужно отождествлять с территориальным приближением в силу того, что осуществить я возможно не всегда. Здесь, идет речь о такой системе, при которой было бы вероятным оказание или организация предоставления своевременной, адекватной и в полном объеме медпомощи [5, c. 65].

В последние годы в системе здравоохранения как всей страны, так и Рязанской области, наиболее актуальными выступают вопросы медпомощи жителям сельских поселений.

Основой системы оказания медпомощи в Рязанской области выступает первичная медико-санитарная помощь (МСП), включающая в себя мероприятия по диагностике, лечению и профилактике состояний и заболеваний, реабилитации медицинского характера, наблюдению за ходом беременности, формированию здорового образа жизни населения (ЗОЖ) и санитарно-гигиеническому просвещению населения региона.

Структура формирования первичной МСП создана в силу территориальнных особенностей Рязанской области, которая включает в свой состав 12 городов, которые из них 4 объекта, которые подчиняются области (г. Касимов, г. Рязань, г. Сасово, г. Скопин), 25 районов, 22 поселка городского типа, 2746 сельских населенных пунктов [6].

В Рязанской области первичная врачебная МСП сельским гражданам оказывается в 25 центральных районных больницах (ЦРБ), 3 районных больницах (РБ). Более того, указанные выше медицинские учреждения включают в себя 2 РБ, 22 участковые больницы, 51 врачебную амбулаторию, 17 фельдшерских пунктов (ФП) и 515 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), 12 офисов и врачебных кабинетов общей практики (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Количество медицинских учреждений сельской местности Рязанской области

 

Кроме того, в области успешно функционируют межрайонные центры, утверждена система лечебно-эвакуационных мер с направлением больных на следующую стадию оказания медпомощи, показаний к госпитализации больных в стационарные лечебно-медицинские учреждения [6].

На сегодня в Рязанской области в сельской местности проживает порядка 30% населения от всей численности граждан региона. Особым звеном, которое обеспечивает доступность оказания первичной МСП населению на селе, выступают ФП и ФАП.

В 2016 г. в регионе была проведена оптимизация лечебно-медицинской сети, в рамках которой были сохранены ФАП в сельских населенных пунктах с малым числом населения, которые расположены на расстоянии более 5 км от ЛПУ. Как отмечалось выше, в районах на сегодня осуществляют свою деятельность 528 ФП и ФАП. Персоналом ФАП жителям сельских поселений предоставляется первичная доврачебная МСП, в т.ч. проведение диагностики и лечения неосложненных хронических и острых заболеваний, выполнение назначений врачей, патронаж беременных женщин и детей, мероприятия по пропаганде ЗОЖ и бережного отношения к здоровью.

На основании п. 5 ст. 55 Федерального закона РФ от 12.04.2010 г. за № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [1] на территории области в целях приближения помощи населению в лекарствах на уровне ФАП, которые расположены в сельских поселениях и где отсутствуют аптечные организации (в т.ч. киоски), ведется работа по организации розничной торговле лекарственных препаратов (ЛС) и изделий медицинского назначения (ИМН). Для данной деятельности были выданы лицензии на фармацевтическую деятельность с целью продажи ЛС населению 293 медпунктам на базе ФАП и 28 на базе врачебных амбулаторий [6].

В целях оптимальной организации деятельности первичной МСП на территории области образуются офисы врачей, которые владеют общей лечебно-медицинской практикой. Это дает возможность производить комплексный системный подход к осуществлению лечебно-профилактических мероприятий, увеличить ответственность врачей за улучшение здоровья обслуживаемого населения и профилактическую нацеленность работы, приблизить медпомощь к местам проживания, особенно в тех местах, где до сих пор развито недостаточно транспортное сообщение, повысить экономическую продуктивность системы амбулаторно-поликлинической службы. На сегодня в Рязанской области действуют 22 офиса общей врачебной практики. Кроме того, на базе ГБУ РО «Городская поликлиника № 2» работает центр амбулаторной хирургии, который обладает возможностью проводить малые хирургические операции в условиях амбулатории.

Если говорить о сельском населении региона, то можно сказать, что в Рязанской области в сельской местности проживает порядка 30% населения. Проживание в сельской местности имеет ряд особенностей: это наличие малонаселенных пунктов, рассредоточение населения, зависимость от доступности транспорт и климатических условий. Все это накладывает отпечаток на систему здравоохранения в сельских поселениях. Также следует принимать во внимание тот факт, что на селе проживают преимущественно лица старше трудоспособного возраста.

 Важным звеном, которое обеспечивает доступность оказания медпомощи сельскому населению (особенно скорой), выступают ФАП и ФП. На медработников ФП и ФАП возложены особо важные задачи по профилактике и раннему выявлению заболеваний, особенно социально значимых, а равно патронажу и обеспечению прикрепленного населения ЛС. При проведении улучшения лечебной сети Рязанской области в 2016 г. были сохранены ФАП в сельских поселениях с малым числом жителей, которые расположены на расстоянии более 5 км от ЛПУ.

Медицинским персоналом ФАП оказывается первичная доврачебная МСП сельскому населению в сельских поселениях, в т.ч. диагностика и осуществление лечения неосложненных острых и хронических заболеваний, выполнение назначений врача, патронаж беременных женщин и детей и беременных, мероприятия по профилактике заболеваний и пропаганде ЗОЖ.

В Рязанской области довольно успешно функционируют межрайонные центры. Утверждена система лечебно-эвакуационных мероприятий с направлением больных на следующую стадию оказания медпомощи, показаний к госпитализации в стационарные лечебно-медицинские организации больных граждан.

Одной из главных и приоритетных задач областного здравоохранения выступает повышение доступности медпомощи в сельской местности. Укрепление и охрана здоровья сельских граждан в Рязанской области соответствует государственной политике по развитию села и с реализацией Национального проекта «Здоровье» [2]. Ведь до сих пор сохраняется актуальность повышения качества жизни сельского населения, поэтому основной задачей вступает рост качества и доступности лекарственной и медицинской помощи. В рамках реализации мероприятий госпрограммы «Развитие здравоохранения Рязанской области до 2020 года» [2] важнейшими задачами на будущий период развития системы здравоохранения в регионе для сельского населения выступает улучшение и сохранение позитивной демографической ситуации, повышение продолжительности предстоящей жизни и показателей здоровья сельского населения (в том числе).

Так, в 2016 г. в рамках расширения оказания медицинских услуг жителям села более 160 граждан прошли медосмотр во время работы социального автопоезда «Забота и здоровье» в селе Столпцы Старожиловского района Рязанской области.

Однако присутствует необходимость изучения вопроса о выделении финансирования для строительства ФАПов на федеральном уровне, что позволит в оптимальный период открыть требуемое число ФАП на селе. Необходимо развивать выездную работу, привлекать для этого медицинских работников высокопрофессионального уровня, в т.ч. узкого профиля.

В целях реализации поставленной задачи в Рязанской области продолжается проект «Забота и здоровье». Социальный автопоезд посещает сельские поселения. В его состав входят специалисты ведущих медицинских учреждений области, представители министерства социальной защиты населения региона и областного отделения Пенсионного фонда России. Так, например, в июне 2017 г. социальный автопоезд посетил село Столпцы Старожиловского района. В ходе выезда врачи осмотрели 163 человека, из них 31 ребенок. Пациентам было предоставлено 415 консультаций, 10 взрослым выдано направление на госпитализацию, 13 взрослым и 6 детям – на дальнейшее обследование.

В целом можно отметить, что в регионе проводится работа, нацеленная на рост эффективности функционирования системы здравоохранения региона за счет разумного использования существующих ресурсов, развития видов медпомощи, которая замещает стационарное лечение, перемещения объемов медпомощи из стационарных медицинских учреждений на амбулаторно-поликлиническое звено, повышения доступности и качества медпомощи на всех стадиях ее оказания.

На сегодня степень медпомощи жителям сельского поселения области практически достигла уровня медпомощи, которая предоставляется жителям города. Одновременно с этим степень амбулаторно-поликлинической врачебной помощи у сельских и городских жителей существенно различается. То же самое относится и к качеству услуг медицинского характера Рязанской области обусловлены рядом факторов:

· своеобразная система расселения сельского населения;

· малая плотность сельского населения;

· сезонность труда в сфере сельского хозяйства;

· существенная удаленность населенных пунктов сельского поселения друг от друга;

· уменьшение числа лиц трудоспособного возраста;

· рост доли пожилого и старого населения в сельской местности;

· недостаточное развитие на селе транспортных связей.

На степень и качество медпомощи сельскому населению также оказывают влияние:

· моральная изношенность материально-технической базы пунктов здравоохранения на селе;

· высокая текучесть медицинского персонала;

· низкая степень обеспечения организаций сельского здравоохранения современным медицинским оборудованием (более чем 50% учреждений здравоохранения сельского поселения не соответствуют действующим санитарно-техническим нормам);

· уменьшение социальной защиты медицинских работников.

Поэтому для дальнейшего совершенствования предоставления жителям сельского поселения Рязанской области медицинской области предполагается реформирование следующих систем здравоохранения:

· изменение системы оказания медпомощи населению сельского поселения;

· совершенствование материально-технической базы предоставления медпомощи гражданам, которые проживают на территории сельского поселения, прежде всего, через организацию мобильного доступа граждан к услуге;

· совершенствование межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной СМП и развитие неотложной медпомощи на базе поликлинических структур;

· совершенствование принципов взаимодействия со стационарными медицинскими организациями и подразделениями скорой медицинской помощи;

· организация пропаганды здорового образа жизни сельского населения, организация на их территории спортивных сооружений;

· повышение информатизации граждан, которые проживают на территории сельского поселения по вопросам ЗОЖ и предоставления медпомощи на территории их проживания;

· концепция трансформации медицины для обеспечения смещение полярности в сторону реализации внебольничной медицинской помощи сельскому населению, что обеспечит соблюдение принципов общеобразовательной врачебной (семейной) практики посредством проведения структурной реорганизации стационарного сектора медицинской помощи населению в сельской местности;

· реформирование преобразования в медучреждениях на селе, распределение и повышение квалификации их медработников. При этом нужно ориентироваться на имеющиеся стандарты медицинского образования (сестринский процесс, врачебная практика и т.д.);

· следует производить переход от экстенсивного вида развития к развитию интенсивных социальных технологий в медицине.

Вышеуказанные мероприятия помогут увеличить качество и доступность медицинской помощи гражданам сельского поселения. Кроме того организация по укреплению материально-технической базы ФАП, врачебных амбулаторий и офисов (кабинетов) общей врачебной практики позволит увеличить качество и доступность медпомощи сельскому населению Рязанской области.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 19.04.2010. № 16. Ст. 1815.
2. Постановление Правительства Рязанской области от 29 октября 2014 г. № 311 «Об утверждении государственной программы Рязанской области «Развитие здравоохранения на 2015–2020 годы».
3. Еругина М.В., Кром И.Л., Ермолаева О.В., Ковалев Е.П., Бочкарева Г.Н. Современные проблемы организации медицинской помощи сельскому населению // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.
4. Забелина Н.В. Региональные проблемы развития социальной инфраструктуры села // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 28.
5. Юрова И.Ю., Андриянова Е.А., Федорова Л.М., Масляков В.В. Проблема здоровьесбережения сельского населения российского общества // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 7-5. – С. 65–69.
6. Официальный сайт Министерства здравоохранения Рязанской области // https://minzdrav.ryazangov.ru.