Формы нетрадиционных уроков технологии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(150)
Формы нетрадиционных уроков технологии
Аннотация. Статья посвящена проведению нетрадиционных форм уроков в школьном образовании. Рассмотрены достоинства подобных видов уроков и приведен пример проведения урока технологии в форме «урок-выставка».
Ключевые слова: нетрадиционный урок, интерес, творчество.
Школьное образование в России реформируется, модернизируется, внедряются различные новые технологии в учебную практику. Это можно рассматривать как немаловажное условие для развития интеллекта, нравственности и творческого начала.
И. П. Подласый [2] в учебном пособии «Педагогика» выделяет около сорока типов нетрадиционных уроков (уроки-деловые игры, уроки - ролевые игры, уроки-игры «Поле-чудес» и т. д.).Такие формы уроков давно в обиходе у учителей и нетрадиционными их уже назвать сложно.
Конюшко В. С., Павлюченко С. Е. и Чубаро С. В. [1] Классифицируют нетрадиционные уроки, основываясь на классической типологии по базисным целям дидактики — планируемый результат обучения и стадий познания учебного процесса, их закрепление и систематизация, контроль и оценка полученных результатов.
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. На уроках технологии развивается личность учащегося, прививаются трудовые навыки и знания, которые способны развить творческий потенциал учеников.
На уроках технологии реализуются коллективная и индивидуальные виды работ. Для дополнительного интереса и лучшего усваивания материала педагоги применяют форму нетрадиционного урока.
Нетрадиционный урок приближает обучение к реальной жизни, к действительности. Такие виды обучения помогают с реализацией самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Нетрадиционные уроки – это возможность разнообразить и оживить однообразные, формальные и скучные уроки. Такой вид обучения не является заменой стандартному обучению, но дает возможность поддержать интерес к предмету, к учебе, к школе. Но и надо заметить, что стоит строго дозировать подобные формы уроков, поскольку и они могут в скорости приесться и перестать будоражить ум подрастающего поколения и вызывать интерес к предмету.
Видов и форм нетрадиционных уроков достаточно много:
- урок-соревнование (Это могут быть, викторина, конкурс, КВН);
- урок – исследование (интервью, мозговой штурм и т.д), основаны на методах, используемых в повседневной жизни «взрослыми»;
- урок – сказка (здесь работает фантазия);
- урок-следствие, ученый совет (здесь речь идет об имитации деятельности организаций или учреждений);
- уроки с применением игр «брейн-ринг», «Что?Где?Когда?» и т.д.
Высокую эффективность представляет такая форма нетрадиционного урока, как урок - игра.
Очень эффективны такие формы игр, в которых учащимися отгадываются загадки по теме изучаемого предмета. Загадки очень важны в формировании способности к творчеству: способности выдвигать гипотезы, ассоциативности, гибкости, критичности мышления, логического мышления, способности к анализу - синтезу, сравнению, сопоставлению. К.Д. Ушинский говорил о загадках: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные» [3]
При проведении нетрадиционных уроков технологии мне представляется возможным проведение урока в форме – урок-выставка. Здесь для достижения цели – выставки, нужно сначала провести работу по изготовлению изделия, которое впоследствии будет представлено на выставке. Можно повысить интерес учащихся и подключить фантазию, использовать некий фантазийный сюжет, который при проведении изготовления изделия будет повышать интерес учащихся, и подбадривать их. Например, изготовление прихватки можно обыграть так: Прихватка нам нужна для извлечения колобка из печки, без помощницы – прихватки, Колобок сгорит.
Когда работа по изготовлению закончена, производится выставка работ, но для завершения сказочного сюжета, дети выбирают самую аккуратную прихватку, которая и удостаивается чести по спасению Колобка. Все учащиеся получают маленькие поощрительные призы.