Пожарный устав 1832 года
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(151)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(151)
Пожарный устав 1832 года
В 1832 году Николай I составил «Свод законов Российской Империи», в третью книгу данного свода вошел «Пожарный устав». В пожарном уставе конкретно и ясно прописано, что пожарные части городах и поселках обязаны подчиняться городскому полицейскому управлению. Данный устав состоял из 7-ми глав и 150-ти статей. Также в 1832 году был принят «Строительный устав», который наряду с пожарным содержал основные меры пожарной безопасности при постройке различных сооружений и зданий. В результате развития российского общества было осуществлено переиздание «Пожарного устава» в 1857 году. На тот период случилось улучшение повседневной жизни городского российского населения всеми необходимыми и лучшими нормами благоустройства, среди них были и меры противопожарной безопасности.
Первая глава «Пожарного устава» была посвящена в целом пожарной части и имела 2 отдела: одна часть располагалась в городе, другая же на территории мелких поселениях. Пожарная часть сельской местности требовала лишь наличия по несколько вил, бочек, крюков и лестниц, хранящихся в церквях или других удобных помещениях. Сельский же староста сам служил ответственным лицом за наличие и рабочее состояние данных инструментов. Тушением пожара занимались сами жители, никаких других специальных должностных лиц не было. По причине того, что строительные материалы деревенских зданий и построек были дешевые, да и сама конструкция построек была достаточно простой, было скудное противопожарное обеспечение в селе. Из-за огромных территорий земель сооружения строились на значительном расстоянии друг от друга. Устройство пожарной части в городах значительно сложнее. Состав пожарной части города определялся не только действительной необходимостью, а также значительными финансовыми возможностями, но и административным статусом города (различался для столичных, губернских и уездных городов).
Первая статья «Пожарного устава» отмечала, что пожарная часть в городах принадлежит к составу полиции. Было велено, чтобы в каждом городе был свой, так называемый «съезжий дом», в котором содержались бы необходимые пожарные инструменты, пожарная команда в свою очередь должна была располагаться неподалеку от данного домика. Военное ведомство составлял комплектацию для пожарных команд. В 7 статье по уставу говорилось о том, что пожарная команда, необходимые инструменты и лошади должны быть всегда в «боевой» готовности. Что касается финансовых составляющих, то пожарные команды содержались за счет городских доходов, но государство по постановлению губернского правительства, утвержденному в МВД, выделяло ежегодно городской думе деньги на ремонт пожарного обоза.
Вторая глава называлась «О мерах предосторожности от пожаров», состояла она из 3-х отделов: «Меры предосторожности от пожаров в городах и селениях», «Меры предосторожности от пожаров вне жилищ», «Меры предосторожности от пожаров на воде». В статье 27 указывалось о крайне необходимой крайне осторожности в обращении с огнем. Статья 31 требовала наличия во всех домах чанов с водой в случае возникновения пожара. В статье 32 говорилось о необходимости прочищать дымовые трубы в домах, по крайней мере, 1 раз в месяц, к тому же старые чинить, а непригодные менять.
Глава 3 «Пожарного устава» упорядочивал сам процесс пожаротушения и имела два отдела: одна часть располагалась в городе, другая же на территории мелких поселениях. Тушением лесных пожаров занимались сами крестьяне, поэтому никаких особых требований в уставе не содержалось. Правила тушения пожаров в городе были расписаны достаточно подробно.
Глава 4 «О разыскании причин пожара» состояла всего из 4-х статей, посылом было то, что после прекращения пожара ответственные за данное дело (полиция, сельские старшины, старшие священники, старшие командиры) обязаны провести расследование по возможным причинам возникновения пожара и доложить вышестоящему начальству обо всех подробностях пожара.
Глава 5 была посвящена возмещению убытков от пожара, на которое имели право духовенство, казенные поселенцы и удельные крестьяне. Другим помощь оказывалась лишь в случае целого выгорания города или селения. Для данных целей в 1827 года государством в банк была назначена сумма в размере 528 тысяч рублей, проценты от суммы ежегодно направлялись на эти цели. Каждое такое оказание помощи требовало ходатайства местных властей и Высочайшего утверждения. В уставе подробно описывался порядок получения помощи и порядок ходатайств.
Глава 6 содержала в себе информацию о награждении пострадавших на пожаре чинов пожарных команд и участвовавших в тушении пожара военнослужащих. Статья 122 гласила, что жены и несовершеннолетние дети всех нижних чинов и брандмейстеров, наряжаемые от войск на пожары, а также служителей, которые получили во время пожара увечья, вверяются покровительству Комитета, учрежденного 18 августа 1814 года. Пострадавшим военнослужащим и военным полагалась пенсия, назначаемая из остатков городских сумм. Размер пенсии зависел от занимаемой должности и степени увечий пострадавшего, сумма колебалась от 23 до 105 рублей.
7 глава являлась завершающей и была полностью посвящена наказаниям. Существовало несколько этапов признания вины, если же пожар возник по неосторожности человека, то он не считался виновным вовсе и не подвергался наказанию. В случае же явного нарушения противопожарных норм и правил, совершивший был обязан выплатить штраф или подвергался иному наказанию.
Умышленный поджог строго призывал к уголовной ответственности, свидетели поджигателя должны были по возможности задержать преступника или сдать его в полицию.
Исходя из всего перечисленного, можно сделать заключение, что борьба с огнем, в частности с поджогами, велась в России уже несколько столетий. «Пожарный устав» охватывал все сферы правовой деятельности государства в области пожарной безопасности, в него входило тушение пожара, специальные меры безопасности, условия страховки личного имущества человека, состав преступлений и наказания за них. В «Пожарный устав» постепенно вводились новые виды нарушений и наказания. «Пожарный устав» служил первым систематизированным и правовым актом в области пожарной безопасности Российской Империи. С тех пор не утратил своей уникальности по форме и содержанию, так как послужил фундаментом для продолжения процесса реформирования уже современного законодательства Российской Федерации.