Конституционно-правовой статус федеральных министров РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(152)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(152)
Конституционно-правовой статус федеральных министров РФ
Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти в стране и отвечает за многие вопросы повседневной жизни граждан.
На приоритетных направлениях работают министерства, которые возглавляют федеральные министры.
От главы министерства зависит очень многое, в том числе развитие определенных структур, например, в образовании, науке, здравоохранении и т.д.
B переводе с латинского термин «статус» означает положение, состояние кого-либо или чего-либо.
Понятие «статус является одним из базовых в юридической науке, поскольку позволяет определить природу и место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к другим субъектам» [3]
Конституционный статус определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств, является универсальным-единым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью.
Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией РФ.
B соответствии с ч.2 ст.110 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров [1].
Федеральный министр - это должность в Правительстве Российской Федерации.
06.11.2020г. в Российской Федерации был принят новый Федеральный Конституционный Закон № 4-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации», который направлен на воплощение в жизнь новых положений Конституции Российской Федерации, которые были одобрены в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.
Новый закон был необходим для того, чтобы государство развивалось и совершенствовалось.
Если рассматривать данный ФКЗ, то он вводит обновленный порядок назначения на должность членов Правительства РФ, который усилит роль парламента.
Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры (кроме министров так называемого «силового блока») назначаются Президентом после их утверждения Госдумой.
Министры «силового блока» (Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД) назначаются на должность Президентом после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Также Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации представление по кандидатуре федерального министра.
В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, его заместителей или федеральных министров Президент вправе назначить федерального министра из числа кандидатур, представленных Президенту Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации. В этом случае утверждение кандидатуры федерального министра Государственной Думой не требуется.
B соответствии с ст.29 Федерального Конституционного Закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Федеральные министры:
- участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации;
- участвуют в подготовке актов Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;
- участвуют в выработке и реализации в рамках полномочий Правительства Российской Федерации государственной политики Российской Федерации;
- осуществляют руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств [2]
При осуществлении своих полномочий федеральные министры на основании Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также принятых в соответствии с ними постановлений Правительства Российской Федерации подотчетны Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.