Статья:

Конституционно-правовой статус федеральных министров РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(152)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Али-заде А.Д. Конституционно-правовой статус федеральных министров РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 16(152). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/152/91336 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конституционно-правовой статус федеральных министров РФ

Али-заде Амирхан Дилгам оглы
магистрант Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Оренбург
Борисов Ян Евгеньевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и международного права Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Оренбург

 

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти в стране и отвечает за многие вопросы повседневной жизни граждан.

На приоритетных направлениях работают министерства, которые возглавляют федеральные министры.

От главы министерства зависит очень многое, в том числе развитие определенных структур,  например, в образовании, науке, здравоохранении и т.д.

B переводе с латинского термин «статус» означает положение,  состояние кого-либо или чего-либо.

Понятие «статус является одним из  базовых в юридической науке, поскольку позволяет определить природу и место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к другим субъектам» [3]

Конституционный статус определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств,  является универсальным-единым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью.

Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы Конституцией РФ.

B соответствии с ч.2 ст.110 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров [1].

Федеральный министр - это должность в Правительстве Российской Федерации.

06.11.2020г. в Российской Федерации был принят новый Федеральный Конституционный Закон № 4-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации»,  который направлен на воплощение в жизнь новых положений Конституции Российской Федерации, которые были одобрены в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.

Новый закон был необходим для того, чтобы государство развивалось и совершенствовалось.

Если рассматривать данный ФКЗ, то он вводит обновленный порядок назначения на должность членов Правительства РФ, который усилит роль  парламента.

Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры (кроме министров так называемого «силового блока») назначаются Президентом после их утверждения Госдумой.

Министры «силового блока» (Минобороны, МВД, МЧС, Минюст, МИД) назначаются на должность Президентом после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Также Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации представление по кандидатуре федерального министра.

В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур Председателя Правительства, его заместителей или федеральных министров Президент вправе назначить федерального министра из числа кандидатур, представленных Президенту Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации. В этом случае утверждение кандидатуры федерального министра Государственной Думой не требуется.

B соответствии с ст.29 Федерального Конституционного Закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ « О Правительстве Российской Федерации» Федеральные министры:

- участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации;

- участвуют в подготовке актов Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение;

- участвуют в выработке и реализации в рамках полномочий Правительства Российской Федерации государственной политики Российской Федерации;

- осуществляют руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств [2]

При осуществлении своих полномочий федеральные министры на основании Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также принятых в соответствии с ними постановлений Правительства Российской Федерации подотчетны Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Конcтитуция Роccийcкой Федерации. Принята вcенародным голоcованием 12.12.1993 // CЗ РФ. – 2020. – № 144. – Cт. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. № 45. Ст. 7061.
3. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации : учебник  / М.В. Баглай. М.: Норма, 2018. С. 572.