Статья:

Творческая мастерская как условие преодоления профессиональных деформаций педагогов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Королькова Ю.Б. Творческая мастерская как условие преодоления профессиональных деформаций педагогов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 18(154). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/154/92281 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Творческая мастерская как условие преодоления профессиональных деформаций педагогов

Королькова Юлия Борисовна
магистрант, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж
Кунаковская Людмила Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

На сегодняшний день проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Именно поэтому столь актуальной представляется проблема выявления специфики профессиональных деформаций педагогов в системе целостного педагогического процесса с помощью реализации творческой мастерской.

Под профессиональными деформациями мы пониманием изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающейся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Профессиональные деформации неизбежны в любой сфере деятельности, поскольку это объективно обусловленный процесс, который сопровождает становление личности в профессии.

По мнению Л. Д. Желдоченко, деформации неизбежно сопровождают процесс профессионализации личности, приобретая характер акцентуации: в сфере деятельности формируются жесткие стереотипы, в отношении объекта деятельности происходит типизация по видам, которые определяют систему действий педагога [5, с. 225].

Под творческой мастерской, рассматриваемой нами в данном исследовании как условие преодоления профессиональных деформаций педагогов, мы пониманием методическую технологию, включающую в себя систему теоретических и практических выраженных через творческий процесс занятий (тренингов), каждое из которых предусматривает отдельную тему, рассматривающую психологические аспекты образовательного процесса.

Педагоги, как лю­ди, которые работают непосредственно с людьми, находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще дру­гих получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы), вследствие чего они довольно быстро приходят к синдрому «эмоционального выгорания».

Под синдромом «эмоционального выгорания» (СЭВ) понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Данный синдром развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога. СЭВ включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Основными признаками СЭВ являются следующие: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к ученикам, коллегам, по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; пассивность; чувство вины.

В качестве основных причин стрессового напряжения педагогов выделяются следующие:

– гораздо чаще приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что входит в обязанности;

– постоянно не хватает времени;

– постоянно что-то или кто-то подгоняет, надо постоянно куда-то спешить;

– ощущение внутреннего напряжения;

– семейные конфликты;

– не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания;

– отсутствует чувство самоуважения [1, с. 16].

Собольниковым В. В. было проведено анкетирование, на основе методики Санатина В. П., 49 педагогов, работающих в вузах города Новосибирска. Чувство усталости было зафиксировано у 28% респондентов 18-35 лет и 67% для опрошенных 55-60 лет. В последнее время, по данным Собольникова В. В., беспокойство испытывают 18% молодых респондентов и 79% лиц старше 55 лет. Соответственно, наблюдается смешение баланса настроения с увеличением с увеличением возраста респондентов в сторону роста негативных эмоций. Таким образом, старение человека необратимо приводит к возникновению профессиональных деструкций [6, с. 225].

Так, «синдром выгорания» – динамический процесс, возникающий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. При эмоциональном выгорании обнаруживаются все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение; 2) резистенция, то есть сопротивление; 3) истощение.

Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что существует связь между:

а) уровнем деструктивных установок и профессиональным выгоранием, а именно: чем выше уровень деструктивных установок, тем выше показатели профессионального выгорания;

б) неудовлетворенностью определенными критерия профессиональной деятельности и риском профессионального выгорания: чем менее педагог удовлетворен своей профессиональной деятельностью, тем больше у него риск профессионального выгорания.

Подтвердить гипотезу призвано крупное диагностическое исследование среди 6941 педагога Воронежской области, проводимое нами с целью выявления уровня профессионального выгорания среди педагогов Воронежской области. Диагностика проводится на основе следующих методик: 1) опросник для диагностики профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой); 2) мини-опросник «Есть ли у Вас риск профессионального выгорания» (А.Е. Андреева).

Диагностическое исследование уровня профессионального выгорания педагогов Воронежской области проводилось с 18 февраля по 4 марта 2021 года на базе «Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» (ВЦПМ). В ходе исследования были выявлены следующие результаты.

У педагогов Воронежской области преобладает средний уровень профессионального выгорания:

I. Средний уровень выгорания – 64%

II. Низкий уровень выгорания – 19%

III. Высокий уровень выгорания – 16%

IV. Крайне высокий уровень выгорания – 1%

Выяснилось, что педагоги Воронежской области подвержены риску выгорания, в особенности, из-за их неудовлетворенности следующими критериями (по степени убывания):

I – Зарплата;

II – Результаты деятельности;

III – Эмоциональный климат;

IV – Принадлежность к профессиональному сообществу;

V – Оценка деятельности значимыми людьми;

VI – Соответствие профессии ценностям.

Также мы получили итоговые данные по критериям: город-село; школы – детские сады; мужчины-женщины; возраст; стаж.

1. Городские округа – Села: выявлен средний уровень профессионального выгорания.

2. Школы – Дошкольные учреждения: выявлен средний уровень профессионального выгорания.

3. Мужчины – Женщины: выявлен средний уровень профессионального выгорания.

4. Возраст: до 25 лет; от 26 до 45 лет; от 46 до 85 лет – выявлен средний уровень профессионального выгорания.

5. Стаж: до 20 лет и после 20 лет – выявлен средний уровень профессионального выгорания.

Эмпирическое исследование наглядно показало, что профессиональная деятельность педагога неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности. Следовательно, профилактика «синдрома выгорания» является важнейшей задачей, поскольку от ее решения зависит психический климат педагогического коллектива и психическое здоровье детей.

К наиболее продуктивным методам профилактики «синдрома выгорания» относятся следующие: саморефлексия педагога и его саморазвитие, а также тренинговый метод профилактики синдрома «эмоционального выгорания», который наилучшим образом просматривается на примере работы творческой мастерской.

Творческая мастерская – это методическая технология, включающая в себя систему теоретических и практических выраженных через творческий процесс занятий (тренингов), каждое из которых предусматривает отдельную тему, рассматривающую педагогические проблемы, а также психологические аспекты образовательного процесса.

Розка В. Ю., Панютина Н. И. считают, что творческая мастерская – это методическая разновидность образовательной технологии «Мастерская», которая была предложена французскими педагогами – представителями Группы Нового образования (ЖФЕН) в 20-х годах прошлого столетия (О. Батисс, М. Дюком, П. Колен и др.) [2, С. 56].

Киселёва Е. Б. под творческой мастерской понимает технологию, охватывающую любой возраст, предмет в образовании, соответствующую новой педагогической философии, философии образовательных целей: не формировать гармоничную личность, а создавать условия для самореализации; не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции; не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя право на ошибку и право на сотрудничество [3, С. 32].

Оганесян сообщает, что по результатам исследований Лаборатории психологической безопасности в образовании Центра экстренной психологической помощи МГППУ можно сделать вывод о том, что уровень психологической безопасности образовательной среды можно повысить за счет использования определенных форм работы – тренингов и творческих мастерских [4, С. 281].

Работа творческой мастерской организовывается с целью создания условий для распространения педагогического опыта, решения актуальных педагогических проблем, совершенствования профессиональных компетенций, психологической поддержки педагогов, их профессионального роста, а также организации диалога с коллегами-преподавателями по предметной направленности.

Цели и задачи творческой мастерской:

1. Работа творческой мастерской организуется с целью создания условий для распространения педагогического опыта, решения актуальных педагогических проблем, совершенствования профессиональных компетенций, психологической поддержки педагогов, профилактики профессионального выгорания педагогов, их профессионального роста, организации диалога с коллегами-преподавателями по предметной направленности.

2. Творческая мастерская решает следующие задачи:

  1. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов через систематизацию, обобщение и распространение педагогического опыта в образовательном процессе.
  2. Активизация мотивации педагогов-предметников к самосовершенствованию.
  3. Снятие психологических зажимов с помощью психотренингов, специальных упражнений, направленных на профилактику профессионального выгорания педагогов.
  4. Повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях.
  5. Совершенствование информационных подходов, методов и технологий в образовательном процессе.

Необходимо обратить внимание, что совершенно избежать профессиональной деформации сложно, но нельзя не обращать на этот феномен внимания и не стремиться к его предотвращению. С этой целью необходимо ввести в программу обучения будущих специалистов социальных профессий их психологическую подготовку. Таким образом, посредством обеспечения достаточного знания о профессиональной деформации и профессиональных навыков можно в значительной степени снизить риск возникновения профессиональной деформации специалистов социальной сферы.

 

Список литературы:
1. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С. 57 – 63. 
2. Розка В. Ю., Панютина Н. И. Творческая мастерская педагога как форма диссеминации передового педагогического опыта / В. Ю. Розка, Н. И. Панютина. – Москва: Методист, 2009. – С. 53-57.
3. Киселёва Е. Б. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании (творческая мастерская педагога) / Е. Б. Киселёва. – Москва : Методист, 2012. – С. 32-34.
4. Оганесян Н. Т. Творческая поэтическая мастерская как средство развития креативности и обеспечения психологической безопасности педагога / Н. Т. Оганесян. – Москва : Центр экстренной помощи Московского городского психолого-педагогического университета, 2013. – С. 227-291.
5. Желдоченко Л. Д. О деструкциях в профессиональной деятельности педагогов / Л. Д. Желдоченко // Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова. – 2005. – С. 224-226.
6. Собольников В. В. Геронтопсихология профессиональных деструкций личности педагога в образовательном пространстве / В. В. Собольников // Сибирский педагогический журнал. – 2013. - №1. – С. 223-226.