Творческая мастерская как условие преодоления профессиональных деформаций педагогов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)
Творческая мастерская как условие преодоления профессиональных деформаций педагогов
На сегодняшний день проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Именно поэтому столь актуальной представляется проблема выявления специфики профессиональных деформаций педагогов в системе целостного педагогического процесса с помощью реализации творческой мастерской.
Под профессиональными деформациями мы пониманием изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающейся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Профессиональные деформации неизбежны в любой сфере деятельности, поскольку это объективно обусловленный процесс, который сопровождает становление личности в профессии.
По мнению Л. Д. Желдоченко, деформации неизбежно сопровождают процесс профессионализации личности, приобретая характер акцентуации: в сфере деятельности формируются жесткие стереотипы, в отношении объекта деятельности происходит типизация по видам, которые определяют систему действий педагога [5, с. 225].
Под творческой мастерской, рассматриваемой нами в данном исследовании как условие преодоления профессиональных деформаций педагогов, мы пониманием методическую технологию, включающую в себя систему теоретических и практических выраженных через творческий процесс занятий (тренингов), каждое из которых предусматривает отдельную тему, рассматривающую психологические аспекты образовательного процесса.
Педагоги, как люди, которые работают непосредственно с людьми, находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы), вследствие чего они довольно быстро приходят к синдрому «эмоционального выгорания».
Под синдромом «эмоционального выгорания» (СЭВ) понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Данный синдром развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов педагога. СЭВ включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Основными признаками СЭВ являются следующие: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к ученикам, коллегам, по отношению к своей работе; пренебрежение исполнением своих обязанностей; уменьшение аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; пассивность; чувство вины.
В качестве основных причин стрессового напряжения педагогов выделяются следующие:
– гораздо чаще приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что входит в обязанности;
– постоянно не хватает времени;
– постоянно что-то или кто-то подгоняет, надо постоянно куда-то спешить;
– ощущение внутреннего напряжения;
– семейные конфликты;
– не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания;
– отсутствует чувство самоуважения [1, с. 16].
Собольниковым В. В. было проведено анкетирование, на основе методики Санатина В. П., 49 педагогов, работающих в вузах города Новосибирска. Чувство усталости было зафиксировано у 28% респондентов 18-35 лет и 67% для опрошенных 55-60 лет. В последнее время, по данным Собольникова В. В., беспокойство испытывают 18% молодых респондентов и 79% лиц старше 55 лет. Соответственно, наблюдается смешение баланса настроения с увеличением с увеличением возраста респондентов в сторону роста негативных эмоций. Таким образом, старение человека необратимо приводит к возникновению профессиональных деструкций [6, с. 225].
Так, «синдром выгорания» – динамический процесс, возникающий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. При эмоциональном выгорании обнаруживаются все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение; 2) резистенция, то есть сопротивление; 3) истощение.
Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что существует связь между:
а) уровнем деструктивных установок и профессиональным выгоранием, а именно: чем выше уровень деструктивных установок, тем выше показатели профессионального выгорания;
б) неудовлетворенностью определенными критерия профессиональной деятельности и риском профессионального выгорания: чем менее педагог удовлетворен своей профессиональной деятельностью, тем больше у него риск профессионального выгорания.
Подтвердить гипотезу призвано крупное диагностическое исследование среди 6941 педагога Воронежской области, проводимое нами с целью выявления уровня профессионального выгорания среди педагогов Воронежской области. Диагностика проводится на основе следующих методик: 1) опросник для диагностики профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой); 2) мини-опросник «Есть ли у Вас риск профессионального выгорания» (А.Е. Андреева).
Диагностическое исследование уровня профессионального выгорания педагогов Воронежской области проводилось с 18 февраля по 4 марта 2021 года на базе «Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» (ВЦПМ). В ходе исследования были выявлены следующие результаты.
У педагогов Воронежской области преобладает средний уровень профессионального выгорания:
I. Средний уровень выгорания – 64%
II. Низкий уровень выгорания – 19%
III. Высокий уровень выгорания – 16%
IV. Крайне высокий уровень выгорания – 1%
Выяснилось, что педагоги Воронежской области подвержены риску выгорания, в особенности, из-за их неудовлетворенности следующими критериями (по степени убывания):
I – Зарплата;
II – Результаты деятельности;
III – Эмоциональный климат;
IV – Принадлежность к профессиональному сообществу;
V – Оценка деятельности значимыми людьми;
VI – Соответствие профессии ценностям.
Также мы получили итоговые данные по критериям: город-село; школы – детские сады; мужчины-женщины; возраст; стаж.
1. Городские округа – Села: выявлен средний уровень профессионального выгорания.
2. Школы – Дошкольные учреждения: выявлен средний уровень профессионального выгорания.
3. Мужчины – Женщины: выявлен средний уровень профессионального выгорания.
4. Возраст: до 25 лет; от 26 до 45 лет; от 46 до 85 лет – выявлен средний уровень профессионального выгорания.
5. Стаж: до 20 лет и после 20 лет – выявлен средний уровень профессионального выгорания.
Эмпирическое исследование наглядно показало, что профессиональная деятельность педагога неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности. Следовательно, профилактика «синдрома выгорания» является важнейшей задачей, поскольку от ее решения зависит психический климат педагогического коллектива и психическое здоровье детей.
К наиболее продуктивным методам профилактики «синдрома выгорания» относятся следующие: саморефлексия педагога и его саморазвитие, а также тренинговый метод профилактики синдрома «эмоционального выгорания», который наилучшим образом просматривается на примере работы творческой мастерской.
Творческая мастерская – это методическая технология, включающая в себя систему теоретических и практических выраженных через творческий процесс занятий (тренингов), каждое из которых предусматривает отдельную тему, рассматривающую педагогические проблемы, а также психологические аспекты образовательного процесса.
Розка В. Ю., Панютина Н. И. считают, что творческая мастерская – это методическая разновидность образовательной технологии «Мастерская», которая была предложена французскими педагогами – представителями Группы Нового образования (ЖФЕН) в 20-х годах прошлого столетия (О. Батисс, М. Дюком, П. Колен и др.) [2, С. 56].
Киселёва Е. Б. под творческой мастерской понимает технологию, охватывающую любой возраст, предмет в образовании, соответствующую новой педагогической философии, философии образовательных целей: не формировать гармоничную личность, а создавать условия для самореализации; не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции; не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя право на ошибку и право на сотрудничество [3, С. 32].
Оганесян сообщает, что по результатам исследований Лаборатории психологической безопасности в образовании Центра экстренной психологической помощи МГППУ можно сделать вывод о том, что уровень психологической безопасности образовательной среды можно повысить за счет использования определенных форм работы – тренингов и творческих мастерских [4, С. 281].
Работа творческой мастерской организовывается с целью создания условий для распространения педагогического опыта, решения актуальных педагогических проблем, совершенствования профессиональных компетенций, психологической поддержки педагогов, их профессионального роста, а также организации диалога с коллегами-преподавателями по предметной направленности.
Цели и задачи творческой мастерской:
1. Работа творческой мастерской организуется с целью создания условий для распространения педагогического опыта, решения актуальных педагогических проблем, совершенствования профессиональных компетенций, психологической поддержки педагогов, профилактики профессионального выгорания педагогов, их профессионального роста, организации диалога с коллегами-преподавателями по предметной направленности.
2. Творческая мастерская решает следующие задачи:
- Повышение уровня профессионального мастерства педагогов через систематизацию, обобщение и распространение педагогического опыта в образовательном процессе.
- Активизация мотивации педагогов-предметников к самосовершенствованию.
- Снятие психологических зажимов с помощью психотренингов, специальных упражнений, направленных на профилактику профессионального выгорания педагогов.
- Повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях.
- Совершенствование информационных подходов, методов и технологий в образовательном процессе.
Необходимо обратить внимание, что совершенно избежать профессиональной деформации сложно, но нельзя не обращать на этот феномен внимания и не стремиться к его предотвращению. С этой целью необходимо ввести в программу обучения будущих специалистов социальных профессий их психологическую подготовку. Таким образом, посредством обеспечения достаточного знания о профессиональной деформации и профессиональных навыков можно в значительной степени снизить риск возникновения профессиональной деформации специалистов социальной сферы.