Статья:

Творческие работы на основе произведений фольклора как средство развития речи учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Кулешова Т.В. Творческие работы на основе произведений фольклора как средство развития речи учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 18(154). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/154/92317 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Творческие работы на основе произведений фольклора как средство развития речи учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка

Кулешова Татьяна Валериевна
студент, Крымский Инженерно Педагогический Университет имени Февзи Якубова, РФ, Республика Крым, г. Симферополь
Яяева Алиме Миметовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Крымский Инженерно Педагогический Университет имени Февзи Якубова, РФ, Республика Крым, г. Симферополь

 

Актуальность заключается в том, что национальная самобытность языка, народность русской речи отражаются в устном народном творчестве, и весь жизненный опыт, накопленный веками нашими предками, ребенок может познать через фольклорные произведения. Развитие речи в современной методике является одной из основных задач в образовательном процессе. Существует много различных способов и средств для достижения данной цели. На сегодняшний день в начальной школе активно используют фольклор на уроках русского языка. Учителя постоянно ищут новые приемы и формы работы с обучающимися на основе произведений устного народного творчества, которые обладают уникальными потенциальными возможностями для развития речи младших школьников.

В качестве главного признака творческих работ они, как правило, называют высшую степень их самостоятельности, которая проявляется в выборе языковых средств и приёмов достижения поставленной цели, в умении логически встраивать материал, сравнивать, обобщать, классифицировать его по определенным признакам, высказывать отношение к описываемым событиям и явлениям, давать свою оценку, если это требуется в задании, и т.п.

Работа по развитию речи учеников младшего школьного возраста с помощью творческих работ весьма разнообразна.

Согласно имеющимся программам по развитию речи младших школьников, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во втором классе в сочинения вводятся элементы описания, а в третьем классе – элементы рассуждения [Мамушкин 1996: 134].

С целью развития речи учеников младшего школьного возраста целесообразно использовать следующие виды творческих работ на основе произведений фольклора: 1) изложение содержания предложенного фольклорного текста с элементами творческого характера; 2) написание сочинения-миниатюры на тему «Сказочная поляна» по мотивам волшебных сказок и т.п. (Текст должен был быть насыщен прилагательными-эпитетами, чтобы описание получилось ярким, интересным; при этом требуется сохранить стиль и язык волшебный сказки.

На уроках русского языка младших школьников знакомят с устным народным творчеством через пословицы, поговорки, сказки, прибаутки, календарный, потешный, игровой фольклор, обучающиеся раскрывают для себя нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважения к старости, взаимопомощи, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, проговаривают и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Фольклор – это устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа [Яковлева 2007].

Термин фольклор (в переводе с английского языка – ‘народная мудрость, народное знание’) трактуется по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, резьбу по дереву и даже обряды. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество.

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Он является сокровищницей не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

Самые распространённые задания с фольклорными текстами следующие: предположи, домысли, нарисуй словами, расскажи со слов героя. Они позволяют включить воображение младших школьников, которое является основой для развития речи.

Из других видов творческих работ на основе текстов устного народного творчества можно выделить творческий диктант: учащиеся должны самостоятельно подбирать слова, строить конструкции, вставлять их в нужное место диктуемого текста, рассуждать о написании слов и расстановке знаков препинания в условиях ограниченного времени.

Развитие речи – это процесс овладения средствами языка и механизмами речи. В современной методике выделяют несколько основных направлений работы по развитию речи: над звуковой культурой речи; над расширением словарного запаса учащихся; над словосочетанием и предложением; над связностью речью.

Правильно организованная система работы по развитию речи младших школьников позволяет максимально развить и сформировать коммуникативные навыки и способности каждого обучающегося.

Из двух проанализированных УМК – «Школа России» и «Перспектива» – более сориентирован на работу с фольклорным текстом с целью развития речи обучающихся комплекс «Школа России». В нем представлены самые разные жанры устного народного творчества и предлагаются разнообразные упражнения для работы с ними.

Работа по развитию речи младших школьников посредством творческих работ весьма многогранна. Одно из ее направлений – написание изложений и сочинений разных видов.

Среди видов работ, связанных с творческим использованием фольклорных текстов, можно выделить следующие:

3) частично творческого характера (подобрать пословицу на заданную тему, восстановить пословицу по опорным словам, дописать начало или конец пословицы или сказки, восстановить фольклорный текст, составить ответы на вопросы по фольклорному тексту, озаглавить текст, составить элементарное описание на основе сюжетной картинки из сказки, провести элементарный анализ композиции сказочного текста, сопоставить два фольклорных текста и т.д.);

4) с творческой основой: составить рассказ из данных фразеологизмов-паремий, по сюжетной сказочной картине, составить устный рассказ на тему, заложенную в пословице или поговорке, составить рассказ в связи с прочитанным фольклорным текстом, с использованием языкового материала из текстов устного народного творчества, придумать и рассказать сказку по плану, рассказать о сказочном герое, написать изложение по фольклорному тексту, составить сжатый или подробный пересказ с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, сочинить сказку по началу и концу.

Сочинения на основе фольклорных текстов могут быть нескольких видов: сочинение сказки по началу (придумать развитие сюжета и концовку); или по концовке (необходимо придумать начало); сочинение сказки, в которой слова начинались бы на одну и ту же букву; сочинение сказки по картинке; сочинение сказки на заданную тему; письмо сказочному персонажу; сочинение по картине.

 

Список литературы: 
1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. – М.: Т.Ц. Сфера – 2011. 
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. 
3. Анохина Т.М. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. – 1999. – № 12. – С. 57–59. 
4. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. И.Н. Арзамасцева - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2005 
5. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа. – 2000. – №4. – С. 35–39. 
6. Баранов С.П. Болотина Л.Р. Сластение В.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. 
7. Блинова И.В. Внеклассное чтение. 3–4 классы. Учим играя (задания, тесты, викторины). – Волгоград: Учитель, 2008. 
8. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. – 2003. – №4. – С.47–51.