Дистанционное обучение как форма организации учебного процесса
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)
Дистанционное обучение как форма организации учебного процесса
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации учебного процесса с использованием дистанционного обучения. Автор прослеживает историю развития дистанционного обучения. Выделяются и описываются характерные особенности осуществления профессионально-педагогической деятельности на современных интернет-платформах. Особое внимание уделено формам проведения учебных занятий в условиях дистанционного обучения. Статья полезна для преподавателей и студентов педагогических специальностей.
Ключевые слова: дистанционное обучение, история развития дистанционного обучения, платформы для реализации дистанционного обучения, формы дистанционного обучения.
Постановка проблемы. В современном мире дистанционную форму обучения считают образовательной системой XXI века, поскольку она способствует удовлетворению образовательных потребностей общества. Данная технология способна решить многие проблемы, связанные с очным посещением учебных заведений, например, плотный рабочий график или особенности здоровья.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблеме организации дистанционного обучения в учебном процессе посвящены труды многих ученых-педагогов, среди них В.И. Овсянникова, А.В. Густырь, А.А. Андреевой, В.И. Солдаткина, Е.С. Полат, В.П. Демкина, Г.В. Можаевой, А.В. Хуторского, Т.C. Ивановой, М.И. Петров, Л.В. Кузьминой, А.В. Сметанина [7].
Цель статьи. Проанализировать формы организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения.
Изложение основного материала. Дистанционное обучение – это специфическая образовательная система, базирующаяся на взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, при помощи современных информационных технологий. Дистанционное обучение направлено на развитие у студента таких качеств как самостоятельность, самоконтроль и ответственность за результат выполненной работы. В процессе обучения студент просматривает записи вебинаров и конференций, выполняет необходимые задания, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы [3].
Первые попытки применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе появилось в 1728 году, когда Калеб Филипс подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем.
Значительный вклад в развитие дистанционного образования внес британский ученый-стенограф Исаак Питман, который в 1840 году при помощи почтовой связи рассылал всем желающим письма со своими уроками стенографии. Студенты по почте получали задания и учебные материалы, вели переписку с педагогом и сдавали экзамены доверенному лицу [4].
С середины 90-х годов дистанционное обучение начало развиваться в системе высшего образования, так в 1969 году в Великобритании открылся первый в мире университет дистанционного образования, он был назван Открытый Университет Великобритании. Название говорило о доступности обучения для всех желающих, стоимость обучения была минимальна, так как отсутствовала необходимость ежедневно посещать аудиторные занятия. В скором времени начали открываться и другие вузы с дистанционным обучением, получившие большую известность за рубежом [5].
Появление дистанционного обучения в России связано с выходом приказа № 1050 от 30 мая 1997 года, который позволял внедрять дистанционное обучение в образовательную среду, в дальнейшем приказ был продлен.
Колоссальные возможности в осуществлении дистанционного обучения внесли радиоприемники и телевизоры, с этого момента миллионы желающих учились перед телевизором при помощи обучающих телепередач.
Появление в ХХI веке персональных компьютеров и интернета послужило мощным средством для распространения дистанционного обучения по всему миру. Благодаря этому появилось то, чего так давно не хватало – обратной связи от преподавателя, который с легкостью мог ответить на возникшие вопросы и помочь с выполнением заданий [1].
Из истории дистанционного обучения видно насколько оно актуально и в наши дни, ведь весной 2020 года из-за Коронавирусной Инфекции – COVID-19 более 1,5 миллиарда обучающихся школ, СПО и ВУЗов были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Учебные заведения организовывали учебный процесс с использованием таких платформ как: Moodle, Zoom, Skype, Ё-СТАДИ, ILIAS, OLAT и другие. Рассмотрим наиболее популярные платформы для реализации дистанционного обучения в России:
Skype – это программа, обеспечивающая шифрованную голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами. С помощью данной программы можно совершать конференц-звонки, видеозвонки, а также передачу текстовых сообщений и передачу файлов [8].
Moodle – это одна из наиболее популярных платформ дистанционного обучения в России. При организации дистанционных курсов применяются такие элементы обучения как: лекции, задания, тесты, блоги, форумы, практикумы, которые стараются разнообразить учебный процесс. Присутствуют возможности оценки сообщения, а также прикрепления файлов любых форматов [9].
Zoom – это платформа для организации видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения. Данная программа подойдет для индивидуальных и групповых занятий, она обеспечивает бесперебойную связь и оснащена интерактивной доской для лучшей наглядности учебного материала. Имеется функция разделения студентов на пары и группы при выполнении заданий [10].
Для обеспечения эффективного взаимодействия между педагогом и студентами, дистанционное обучение имеет множество форм, среди которых: чат-занятие, веб-занятие, телеконференция и телеприсутствие.
Чат-занятие – занятие, которое проходит при использовании чат-технологий. Все участники занятия могут одновременно учиться, имеют доступ к чату.
Веб-занятие – занятие, проходящее при использовании специального веб-форума на определенную тему, на котором обучающиеся оставляют записи при помощи специальной программы. Это удобно при проведении учебного занятия, семинара, конференции, лабораторных и практических работ или другой формы учебного занятия.
Телеконференция – занятие, которое проводится на основе списка рассылки посредством электронной почты. При такой форме теория тесно связана с тренировочными заданиями, это способствует лучшему усвоению знаний. Обучающиеся постоянно выполняют практические задания, работают над автоматизацией навыков.
Телеприсутствие – форма дистанционного обучения, при котором обучающийся, находясь в другом месте за компьютером, может видеть, слышать и говорить при помощи робота. Данная технология была разработана для людей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать учебное заведение в связи с особенностями здоровья [2].
Опыт использования дистанционного обучения в организации учебного процесса имеет отдельные преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести: свободный доступа к учебному материалу при помощи гаджетов, снижение материальных затрат на обучение, гибкость в обучении, получение знаний в соответствии с новейшими стандартами. К недостаткам относится: нехватка практических знаний для полного овладения профессией, могут возникнуть проблемы с идентификацией, недостаточная компьютерная грамотность, технические проблемы [6].
Вывод. Из вышеизложенного можно отметить, что в современных условиях использование дистанционных технологий при организации учебного процесса достаточно востребованы и имеют хорошие перспективы в будущем. Их реализация предоставляет новые возможности профессионального роста и развития в различных сфера человеческой деятельности.