Статья:

Дистанционное обучение как форма организации учебного процесса

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мазниченко С.А. Дистанционное обучение как форма организации учебного процесса // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 19(155). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/155/92761 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дистанционное обучение как форма организации учебного процесса

Мазниченко Светлана Алексеевна
магистрант, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, Симферополь

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации учебного процесса с использованием дистанционного обучения. Автор прослеживает историю развития дистанционного обучения. Выделяются и описываются характерные особенности осуществления профессионально-педагогической деятельности на современных интернет-платформах. Особое внимание уделено формам проведения учебных занятий в условиях дистанционного обучения. Статья полезна для преподавателей и студентов педагогических специальностей.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение, история развития дистанционного обучения, платформы для реализации дистанционного обучения, формы дистанционного обучения.

 

Постановка проблемы. В современном мире дистанционную форму обучения считают образовательной системой XXI века, поскольку она способствует удовлетворению образовательных потребностей общества. Данная технология способна решить многие проблемы, связанные с очным посещением учебных заведений, например, плотный рабочий график или особенности здоровья.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблеме организации дистанционного обучения в учебном процессе посвящены труды многих ученых-педагогов, среди них В.И. Овсянникова, А.В. Густырь, А.А. Андреевой, В.И. Солдаткина, Е.С. Полат, В.П. Демкина, Г.В. Можаевой, А.В. Хуторского, Т.C. Ивановой, М.И. Петров, Л.В. Кузьминой, А.В. Сметанина [7].

Цель статьи. Проанализировать формы организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения.

Изложение основного материала. Дистанционное обучение – это специфическая образовательная система, базирующаяся на взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, при помощи современных информационных технологий. Дистанционное обучение направлено на развитие у студента таких качеств как самостоятельность, самоконтроль и ответственность за результат выполненной работы. В процессе обучения студент просматривает записи вебинаров и конференций, выполняет необходимые задания, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы [3].

Первые попытки применения дистанционных образовательных технологий в учебном процессе появилось в 1728 году,  когда Калеб Филипс подал в бостонскую газету объявление о наборе студентов для изучения стенографии в любой точке страны путем обмена писем.

Значительный вклад в развитие дистанционного образования внес британский ученый-стенограф Исаак Питман, который в 1840 году при помощи почтовой связи рассылал всем желающим письма со своими уроками стенографии. Студенты по почте получали задания и учебные материалы, вели переписку с педагогом и сдавали экзамены доверенному лицу [4].

С середины 90-х годов дистанционное обучение начало развиваться в системе высшего образования, так в 1969 году в Великобритании открылся первый в мире университет дистанционного образования, он был назван Открытый Университет Великобритании. Название говорило о доступности обучения для всех желающих, стоимость обучения была минимальна, так как отсутствовала необходимость ежедневно посещать аудиторные занятия. В скором времени начали открываться и другие вузы с дистанционным обучением, получившие большую известность за рубежом [5].

Появление дистанционного обучения в России связано с выходом приказа № 1050 от 30 мая 1997 года, который позволял внедрять дистанционное обучение в образовательную среду, в дальнейшем приказ был продлен.

Колоссальные возможности в осуществлении дистанционного обучения внесли радиоприемники и телевизоры, с этого момента миллионы желающих учились перед телевизором при помощи обучающих телепередач.

Появление в ХХI веке персональных компьютеров и интернета послужило мощным средством для распространения дистанционного обучения по всему миру. Благодаря этому появилось то, чего так давно не хватало – обратной связи от преподавателя, который с легкостью мог ответить на возникшие вопросы и помочь с выполнением заданий [1].

Из истории дистанционного обучения видно насколько оно актуально и в наши дни, ведь весной 2020 года из-за Коронавирусной Инфекции – COVID-19 более 1,5 миллиарда обучающихся школ, СПО и ВУЗов были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Учебные заведения организовывали учебный процесс с использованием таких платформ как: Moodle, Zoom, Skype, Ё-СТАДИ, ILIAS, OLAT и другие. Рассмотрим наиболее популярные платформы для реализации дистанционного обучения в России:

Skype – это программа, обеспечивающая шифрованную голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами. С помощью данной программы можно совершать конференц-звонки, видеозвонки, а также передачу текстовых сообщений и передачу файлов [8].

Moodle – это одна из наиболее популярных платформ дистанционного обучения в России. При организации дистанционных курсов применяются такие элементы обучения как: лекции, задания, тесты, блоги, форумы, практикумы, которые стараются разнообразить учебный процесс. Присутствуют возможности оценки сообщения, а также прикрепления файлов любых форматов [9].

Zoom – это платформа для организации видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения. Данная программа подойдет для индивидуальных и групповых занятий, она обеспечивает бесперебойную связь и оснащена интерактивной доской для лучшей наглядности учебного материала. Имеется функция разделения студентов на пары и группы при выполнении заданий [10].

Для обеспечения эффективного взаимодействия между педагогом и студентами, дистанционное обучение имеет множество форм, среди которых: чат-занятие, веб-занятие, телеконференция и телеприсутствие.

Чат-занятие – занятие, которое проходит при использовании чат-технологий. Все участники занятия могут одновременно учиться, имеют доступ к чату.

Веб-занятие – занятие, проходящее при использовании специального веб-форума на определенную тему, на котором обучающиеся оставляют записи при помощи специальной программы. Это удобно при проведении учебного занятия, семинара, конференции, лабораторных и практических работ или другой формы учебного занятия.

Телеконференция – занятие, которое проводится на основе списка рассылки посредством электронной почты. При такой форме теория тесно связана с тренировочными заданиями, это способствует лучшему усвоению знаний. Обучающиеся постоянно выполняют практические задания, работают над автоматизацией навыков.

Телеприсутствие – форма дистанционного обучения, при котором обучающийся, находясь в другом месте за компьютером, может видеть, слышать и говорить при помощи робота. Данная технология была разработана для людей с ограниченными возможностями, которые не могут посещать учебное заведение в связи с особенностями здоровья [2].

Опыт использования дистанционного обучения в организации учебного процесса имеет отдельные преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести: свободный доступа к учебному материалу при помощи гаджетов, снижение материальных затрат на обучение, гибкость в обучении, получение знаний в соответствии с новейшими стандартами. К недостаткам относится: нехватка практических знаний для полного овладения профессией, могут возникнуть проблемы с идентификацией, недостаточная компьютерная грамотность, технические проблемы [6].

Вывод. Из вышеизложенного можно отметить, что в современных условиях использование дистанционных технологий при организации учебного процесса достаточно востребованы и имеют хорошие перспективы в будущем. Их реализация предоставляет новые возможности профессионального роста и развития в различных сфера человеческой деятельности.

 

Список литературы:
1. Дистанционная форма обучения: что это такое? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sano.ru/articles/distanczionnaya-forma-obucheniya-chto-eto-takoe.html
2. Дистанционное образование и дистанционное обучение (ДО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://isc.irk.ru/ru/do
3. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение
4. История развития дистанционного образования. положительные и отрицательные стороны МООС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763
5. Краткая история развития дистанционного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web-3.ru/dtraining/introduction/history/
6. О дистанционном обучении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/o-dist-obuchenii
7. Опыт реализации дистанционного обучения на уроках английского языка на основе УМК «звездный английский»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2020/07/the-experience-of-implementing-distance-learning-at-english-lessons-based-on-starlight/
8. Технология Skype [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=524522
9. Moodle [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-asveta.adu.by/index.php/56-platformi-dlya-sdo/119-moodle
10. Zoom – платформа для проведения онлайн-занятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skyteach.ru/2019/01/14/zoom-platforma-dlya-provedeniya-onlajn-zanyatij/