ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(195)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Министерство образования и науки разработало стандарты, отражающие способности выпускника школы после прохождения курса информатики. Изучение информатики и информационных технологий в высшем образовании. Однако стандарт указывает на необходимость обеспечения непрерывности и непрерывности компьютерного образования. В связи с этим с точки зрения преемственности актуально преподавание информационных технологий в школе и вузе.
Преемственность в образовании рассматривается учеными в философских, психологических, педагогических, методологических аспектах. В философии преемственность - это "связь", "движение", "развитие" (Г. Гегель, А. Беллер, Б. Г. Батурин и др.) в психологии - "изменение" личности, "перспектива в образовательной ориентации" (Л. Выготский, В. Давыдов, В. Леднев и др.), в педагогике (А.В. Батрашев, С. А.Ганелин, см. Годник, Ю. А. костерники, А. А. кибриэль, А. Н.Орлов и другие.), дидактический основы преемственности (Ю. К. Бабанский, С. Ганелин, А.Г. Мороз и др.). Ряд исследований посвящен проблемам преемственности между разными этапами школьного (Т.Н. Зотова, Л.П. Стрелкова и др.) и вузовского (Н.Г. Барышникова, Л.А. Горшунова, О.Г. Коломок, В.Н. Ревтович, А.П. Сманцер, Н.В. Ященко и др.) обучения.
Для нашего исследования материалы методологического исследования (В.М. Глушков, А.П. Ершов, А.А. Кузнецов, B.C. Леднев и др.), использования компьютерных средств в образовании (Е.И. Машбиц, Д.Ш. Матрос, СП. Попов и др.), электронные ресурсы дидактического характера (Е.С. Полат, Д.Е. Прокудин и др.), по проблеме обучения информатике (В.В. Давыдов, В.М. Монахов, Н.Ф. Талызина и др.), научных трудов по проблеме формирования компьютерной грамотности (Б.С. Гершунский, А.П. Ершов и др.), информационной культуры и информационно-коммуникационной компетентности (И.Г. Агапов, А.П. Ершов, С. Шишов и др.) учащихся и студентов привели к осознанию того, что преемственности в обучении информационным технологиям в системе «школа-вуз» мало изучена. Цель исследования - это разработка модели преемственности в обучении темы базы данных и информационным технологиям в системе «школа-вуз», способствующей формированию высокого уровня информационно-коммуникационной компетентности учащихся и студентов.
Предмет исследования: обеспечение преемственности в обучении информационным технологиям в системе «школа-вуз». Надо разработать модель преемственности в обучении информационным технологиям и базам данных в школе и вузе, состоящей из целевого, структурного, технологического и результативного блоков; на основе модели можно разработать технологию обучения. Методологической основой исследования выступают общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); теоретические основы моделирования как метода научного исследования (В.В. Краевский, В.А. Штофф и др.), работы С.А. Бешенкова, Я.А. Ва-граменко, А.Г. Гейна, В.М. Глушкова, А.П. Ершова, В.Г. Житомирского, А.А. Кузнецова, А.Г. Кушниренко, М.П. Лапчика и др. Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методических электронных комплексов для учителей и учащихся старших классов, преподавателей и студентов вуза по дисциплинам: «Информационно-коммуникационные технологии».
Методический компонент системы преемственности - это использование учителем методических средств, соответствующих психолого-педагогическим и возрастным особенностям учащихся. Содержательный компонент системы преемственности - это реализация стандартов образования по информатике на разных ступенях обучения. Курс информатики и информационных технологий носит непрерывный характер, дидактическое и методическое обеспечение представляет полный учебно-методический комплект, есть учебник, иллюстративные материалы и материалы для проведения контроля знаний, методическое пособие для учителя, а также программное обеспечение, электронные учебные ресурсы, Интернет-платформы обучения, каналы видеоресурсов. Проблемы преемственности обучения информатике могут быть решены с помощью пропедевтического курса, изучение которого обеспечивало бы усвоение знаний учебного предмета в основной и старшей школе..