Статья:

Этические основы клятвы врача

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Кирилова С.А., Романенкова Е.И. Этические основы клятвы врача // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 19(155). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/155/93231 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Этические основы клятвы врача

Кирилова Светлана Александровна
студент, Смоленский государственный медицинский университет, РФ, г. Смоленск
Романенкова Евгения Ильинична
студент, Смоленский государственный медицинский университет, РФ, г. Смоленск
Соколова Марина Геннадьевна
научный руководитель, Смоленский государственный медицинский университет, РФ, г. Смоленск

 

Деятельность врачей обуславливается этическими аспектами, что связано со спецификой профессиональной деятельности. Именно поэтому в отношении врач-пациент большое значение приобретает не только профессиональные качества и знания врача, но и этические нормы, которыми он должен руководствоваться при работе с пациентами. Этические правила отражаются в тех клятвах, которые врачи дают при вступлении в свою профессиональную деятельность.

Первой клятвой, где были сформулированы этические принципы деятельности врача, является клятва Гиппократа, которая была написана примерно в 400 году до Рождества Христова[5]. Это один из самых древних текстов врачей из сохранившихся до наших дней. Впервые Гиппократ охарактеризовал нормы поведения врача, составил основные правила и предписания проведения врачебной деятельности с точки зрения морали и этики. Клятва отражает не только нормы отношения между врачом и пациентом, но также характеризует особенности поведения со своими коллегами и учениками.

Текст  клятвы включает в себя 11 моральных принципов или обязательств врача. В клятве можно условно выделить три основных раздела:

-В первом разделе представлены этические правила и нормы отношения к учителю, который передает знания следующему поколению. Здесь сказано, что к людям, которые тебя научили знаниям нужно относиться с почтением, уважением и благодарностью.

-Второй раздел посвящен работе врача с пациентом, принципы отношения к больному. В данном разделе Гиппократ призывает врача быть заинтересованным в выздоровлении больного, не спать ночами, жертвовать личным временем, здоровьем, достатком ради здоровья больного. Готовность на такое поведение и умение так поступать - это основная составляющая профессионализма врача.

-В третьем разделе представлены принципы лечения. Здесь рассмотрен принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии и абортам. Гиппократ призывает спасать и сохранять человеческую жизнь.

Клятва не могла остаться без изменений в связи с меняющимися историческими условиями, поэтому сейчас мы можем говорить о современных клятвах, в которых отражена основа этической деятельности врача. Одна из таких клятв - Женевская декларация сформулирована при участии Всемирной медицинской ассоциации (ВМА). Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) — всемирный врачебный парламент, международная организация, представляющая врачей мира и устанавливающая международные нормы медицинской деятельности, обязательные для исполнения врачами всех стран[3]. В сентябре 1948 года ВМА была принята Женевская клятва врачей, которая, по сути, является современной интерпретацией клятвы Гиппократа. В современных условиях в Российской Федерации врачи руководствуются клятвой врача Российской Федерации[6], принятой 17 ноября 1999 года.

В нашей стране врач при завершении высшего медицинского дает клятву. Она дается в торжественной обстановке. Вступление клятвы российского врача выглядит следующим образом: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь».

«Клятва Российского врача» рассматривает следующие проблемы:

Вначале клятвы представлено обещание врача честно исполнять свой долг, применять свои знания и умения для лечения и предотвращения заболеваний. Далее достаточно широко раскрываются более этические стороны работы врача: обязанности хранения врачебной тайны. Также рассматривается внимательное, заботливое и, самое главное, толерантное отношение врача к любому пациенту. Кроме того врач должен быть всегда готов оказать первую помощь вне зависимости от места и времени. В соответствии с  Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врач никогда не должен прибегать к эвтаназии, тем самым проявляя высочайшее уважение к жизни человека. В интересах пациента врач всегда должен обращаться за помощью к своим товарищам и никогда не отказывать им в помощи. Завершается клятва обещанием постоянно усовершенствовать свои знания и мастерство.

Клятва Российского врача продолжает этическую линию, заложенную еще в клятве Гиппократа. Общие принципы ценности человеческой жизни, гуманности и уважения к пациентам остались неизменны спустя время.  Ст. 60 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривает ответственность за нарушение данной клятвы[4].

Все исторически сформированные клятвы врачей лежат в основе формирования медицинской (врачебной) этики. Со времен Гиппократа принцип непричинения вреда превращается в основополагающее обязательство профессиональной этики врача. Именно этот принцип определяет содержание понятий «гуманность» и «врачебный долг», именно он фиксирует главную задачу врача: «посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укрепле­нию здоровья человека».

Медицина находится в тесном взаимодействии с обществом: прогресс в медицине неминуемо приведет к общему подъему уровня жизни социума. Врачи всех времен приложили огромные усилия, чтобы объяснить, что болезнь – это не порок, и нельзя делать человека изгоем за его недуг. В тоже время между обществом и медициной возникает огромный ряд вопросов. Они появляются в результате новых открытий в области генетики, хирургии, гинекологии, реаниматологии и т.д. Все это приводит к повышению ценности человеческой жизни, которая в свою очередь корректирует развитие медицинской этики[2].

Врачебные нравственные правила и нормы требуют от врача поведения, направленного на сохранение здоровья и жизни больного.

Медицинская (врачебная) этика – отрасль прикладной профессиональной этики, выступающая составной частью биомедицинской этики и регулирующая «человеческие отношения» в медицине.

В современных условиях усложняются требования к врачу, его деятельности в связи с появлением технических средств, поэтому усложняются отношения врач-пациент. Именно поэтому появляется такая наука, как биоэтика.

Медицинская биоэтика выполняет также функцию защиты медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении профессионального долга.

В настоящее время медицинская биоэтика существует в четырех моделях (формах):

  1. Модель Гиппократа. Основной принцип - «не навреди».
  2. Модель Парацельса. Основной принцип - «делай добро».  
  3. Деонтологическая модель. Основной принцип — «нравственная безупречность и соблюдение долга».
  4. Биоэтика-современная модель биомедицинской этики. Основной принцип - «уважение прав и достоинств человека».

Этические требования к врачебной деятельности, уровню взаимодействия врача и пациента являются важной составляющей профессии врача. Конечно же, каждый медицинский работник, помимо профессиональных знаний, должен обладать такими качествами, как уважение к пациенту и желание помочь. Наиболее важной особенностью, характеризующей профессиональную этику врача, по сравнению с этическими нормами людей других профессий, является выраженность таких человеческих качеств, как нравственность и справедливость. Для пациента очень важно быть выслушанным, знать, что его уважают и не осуждают, получать доступную информацию.

 

Список литературы:
1. Становление медицинской этики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-meditsinskoy-etiki(дата обращения 25.02.2021)
2. Бюллетень медицинских Интернет‐конференций ISSN 2224‐6150 2014. Том 4. Выпуск 5 (Май). URL:https://medconfer.com/files/archive/Bulletin-of-MIC-2014-05.pdf(дата обращения 25.02.2021)
3. Бюллетень медицинских Интернет‐конференций ISSN 2224‐6150 2018. Том 8. Выпуск 12 (Декабрь). URL:https://medconfer.com/files/archive/Bulletin-of-MIC-2018-12.pdf(дата обращения 25.02.2021)
4. О правовом значении медицинской этики. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravovom-znachenii-meditsinskoy-etiki/viewer(дата обращения 25.02.2021)
5. Клятва Гиппократа. URL:https://filzor.ru/news/klyatva_gippokrata/(дата обращения 25.02.2021)
6. Клятва Российского врача.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/7f8181673a3d85e7a31b0c55b949fa3da8974b5b/ (дата обращения 25.02.2021)