Правовая природа договора подряда
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Правовая природа договора подряда
Аннотация. В статье рассматривается правовая природа договора подряда. Рассмотрено понятие, признаки данного договора, коротко рассмотрены его виды. Проанализирована судебная практика относительно различий договора подряда и договора возмездного оказания услуг. Предложены некоторые меры по совершенствованию законодательства.
Abstract. The article discusses the legal nature of the contract. The concept and features of this contract are considered, and its types are briefly considered. The article analyzes the judicial practice regarding the differences between the contract contract and the contract for the paid provision of services. Some measures to improve the legislation are proposed.
Ключевые слова: договор подряда, бытовой подряд, подрядные работы для государственных и муниципальных нужд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, переработка, исполнение заказа.
Keywords: contract agreement, household contract, contract work for state and municipal needs, construction contract, contract for design and survey work, processing, order execution.
В условиях развития современной экономики в России договор подряда приобретает все большую актуальность и распространенность.
ГК РФ содержит как общие нормы, которые регулируют отношения, возникающие по всем без исключения договорам подряда, так и особенные, свойственные только конкретному виду договора подряда. При этом, если общие положения ГК РФ о договоре подряда будут противоречить положениям ГК РФ об отдельных видах подряда, то должны применяться последние.
В настоящее время согласно действующего законодательства России договором подряда, как установлено ст. 702 ГК РФ, признается договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результаты заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Договор подряда является юридической формой опосредования экономических отношений по выполнению работ. В настоящее время институт подряда урегулирован Общей частью и Особенной частью, посвященной отдельным видам данного договора: a) бытовой подряд; б) строительный подряд; в) подряд на выполнение проектных и изыскательских работ; г) подрядные работы для государственных и муниципальных нужд.
То есть можно отметить, что договор подряда выступает в качестве договорного типа, который в себе объединил ряд видовых конструкций.
Договор подряда является двусторонним (взаимным, синаллагматическим), возмездным, консенсуальным.
Договор подряда предполагает: a) согласование индивидуального заказа; б) процесс выполнения работы по индивидуальному заказу; в) сдачу конкретного (индивидуально-определенного) результата, поэтому моменты заключения и исполнения данного договора никогда не совпадают [6, с. 9].
Пункт 1 ст. 703 ГК РФ показывает, что по договору подряда выполняются лишь работы:
а) по изготовлению вещи. Имеется в виду изготовление вещи как силами самого подрядчика, так и силами его работников либо с помощью субподрядчиков (ст. 706 ГК РФ). Главное, чтобы работы по изготовлению были направлены на конечный результат - исполнение заказа, полученного от заказчика;
б) по переработке вещи. Переработка, упомянутая в ст. 703 ГК РФ, - это такое изменение, в результате которого вещь возникает с новыми потребительскими свойствами. В отличие от этого обработка направлена на то, чтобы вещь могла быть использована непосредственно по назначению, чтобы она была доведена до кондиции (например, обработка на станке готовых деталей и полуфабрикатов с целью непосредственного монтажа на агрегате, обработка пиломатериалов специальными химическими составами, повышающими их износостойкость, огнеупорность);
в) любые другие работы, сопряженные с передачей их результата заказчику. При этом имеются в виду работы, которые хотя не связаны с изготовлением новой вещи либо ее переработкой, но тем не менее своим результатом имеют какой-то объект гражданских прав, в получении которого заказчик заинтересован.
Характерной чертой договора подряда является то, что его условия затрагивают как непосредственный результат работы, так и сам процесс их выполнения: именно по этой причине гражданским законодательством регулируются оба процесса.
Основополагающим критерием, который определяет договор подряда как таковой, можно считать факт направленности его условий на определение правового положения контрагентов в процессе выполнения работ, однако, наличие критерия уникальности результата работ не обязательно ввиду того, что «договор подряда может быть направлен и на создание вещей, определяемых родовыми признаками».
В настоящее время в системе законодательства нет специального федерального закона, который бы регулировал отношения по выполнению работ по заказам населения. Думается, что в этом нет особой необходимости, и не потому, что отношения эти являются малозначащими для оборота, а в силу того, что универсальный характер норм главы 37 ГК РФ и раздела III Закона «О защите прав потребителей» позволяет им регулировать любые имущественные отношения, имеющие сходную экономическую и правовую природу.
Применению ГК РФ и Закона «О защите прав потребителей» к подрядным отношениям не создает какой-либо конкуренции между ними и не порождает внутренних противоречий, поскольку воздействуют на различные аспекты данных отношений. Нормы параграфов 1 и 2 главы 37 ГК РФ воплощают собственно догму подрядных отношений, их понятийный аппарат, закрепляют правила заключения и исполнения подрядных договоров, общие вопросы ответственности сторон. Нормы же раздела III Закона «О защите прав потребителей» главным образом определяют правовые последствия нарушения прав потребителей услуг и работ со стороны исполнителей и заказчиков.
Ввиду наличия особенностей применения общих положений о подряде, частью 2 статьи 702 ГК РФ предусмотрено выделение четырех основных видов договоров подряда: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд. Для них действуют специальные правила, установленные нормами главы 37 ГК РФ.
В общем порядке, в случае выделения отдельного типа договоров, может появиться потребность в установлении специального правового режима для них. При отсутствии прямой отсылки допускается применение нормы, рассчитанной на другую модель договора в порядке аналогии закона. (в соответствии со статьей 6 ГК РФ) .
Следует также отметить, что статьи параграфа, посвященного бытовому подряду, также применяются к договору возмездного оказания услуг, когда заказчик обращается за услугами, предназначенными удовлетворить его бытовые или другие личные потребность.
Анализируя судебную практику, можно сделать вывод о том, что в отличие от договора подряда, в котором значение имеет достижение подрядчиком вещественного результата, в рамках договора возмездного оказания услуг важна сама деятельность исполнителя.
В связи с тем, что предметом оспариваемого договора является изготовление и передача товара - напитков, его квалификация судом первой инстанции как договора на возмездное оказание услуг является ошибочной..» .
Представляется необходимым и целесообразным предложить ряд мер, направленных на совершенствование законодательства в сфере договора подряда.
Так, представляется, что относительно такого неизменного, по действующему законодательству, условия контракта, как срок работ, можно в ГК РФ установить исчерпывающий перечень случаев возможного продления срока либо при возникновении объективных причин, либо из-за нарушения заказчиком своих обязательств по контракту, включая случаи задержки в доведении лимитов бюджетных средств до заказчика.
Необходимо также предусмотреть в ГК РФ возможность увеличения суммы контракта в случае существенного возрастания стоимости материалов и оборудования либо услуг третьих лиц, с указанием предельного порога такого возрастания не только в исключительных случаях, оговоренных Федеральным законом, но в отношении всех контрактов. Отсутствие подобного положения, касающегося долгосрочных государственных и муниципальных контрактов, приводит к неприбыльности участия подрядчиков в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд по причине отсутствия у субъектов предпринимательской деятельности гарантий неизменности цены в условиях современной рыночной экономики. В целях усиления защиты интересов заказчика в рамках договора строительного подряда, предлагается дополнить ст. 740 ГК РФ нормой, предусматривающей обязательность определения при заключении договора строительного подряда обоснованных начальных, промежуточных и конечных сроков выполнения строительных работ. Чтобы разрешить существующие противоречия в части возможности допущения подрядчиком без согласования с заказчиком каких-либо отступлений от технической документации предлагается исключить из ст. 754 ГК РФ п. 2, предусматривающий отсутствие ответственности подрядчика за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если им будет доказано, что данные мероприятия не повлияли на качество объекта строительства, так как указанный пункт противоречит п. 1 ст. 743 ГК РФ. Также необходимо дополнить ГК РФ нормой, предусматривающей, что в случае подготовки технической документации заказчиком подрядчик проводит проверку ее соответствия установленным требованиям до подписания договора строительного подряда.
Кроме того, следует расширить право заказчика на внесение изменений в техническую документацию: при внесении заказчиком изменений за один месяц до начала производства соответствующих работ.