Налоги – экономическая основа государства
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Налоги – экономическая основа государства
TAXES - THE ECONOMIC BASIS OF THE STATE
Ksenia Selemeneva
Student, Department of Information Technology and Economics, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Liveno branch, Russia, Livny
Olga Psareva
Scientific adviser, Candidate of economic sciences, associate professor, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Liveno branch, Russia, Livny
Аннотация. Научная статья посвящена исследовательскому анализу практической роли налогов при формировании национальной экономической безопасности государства. Проанализировано место налогов при формировании устойчивости государственного бюджета России. Выделены актуальные проблемы и особенности бюджетной политики и влияния на них налогов. В заключении статьи установлено, что налоги и налоговая политика выступают экономической основой государства. При помощи управления и регулирования налоговой нагрузки возможно стимулирование развития экономики или сокращение дефицита государственного бюджета.
Abstract. The scientific article is devoted to the research analysis of the practical role of taxes in the formation of the national economic security of the state. The place of taxes in the formation of the stability of the state budget of Russia is analyzed. Highlighted the actual problems and features of budgetary policy and the impact of taxes on them. In the conclusion of the article it is established that taxes and tax policy are the economic basis of the state. By managing and regulating the tax burden, it is possible to stimulate economic development or reduce the state budget deficit.
Ключевые слова: налоги; налогообложение; налоговая политика; бюджетная политика; бюджет; налоговая система.
Keywords: taxes; taxation; tax policy; budgetary policy; budget; tax system.
Основным направлением реализации функций налога является достижение целей социально-экономического развития государства. В настоящее время налоги являются самым эффективным инструментом влияния государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие науки и техники, масштабы социальных гарантий населению.
Налоги и налоговая политика государства способны решать следующие задачи, как [1]:
- стимулировать инвестиционную активность;
- создавать устойчивую финансовую основу;
- регулировать экономическое развитие;
- создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека;
- устранение проблем в сферах общественной жизни в соотношении с функциями государства.
Главным направлением использования налогов, как экономической основы государства является бюджетная политика. Текущие условия бюджетной политики России характеризуются негативным влиянием внутренних и внешних фундаментальных факторов обеспечения национальной экономической безопасности. Из-за этого происходит негативное воздействие на устойчивость и сбалансированность бюджетной системы.
Особенности формирования доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации создаются на основе влияния следующих аспектов:
1. Налоговая политика и система налогового администрирования;
2. Бюджетная политика регионов;
3. Государственная политика выравнивания социально-экономического развития регионов через межбюджетные трансферты;
4. Структура неналоговых поступлений в консолидированный бюджет России;
5. Социально-экономическая государственная политика.
Налоговая политика и система налогового администрирования (контроля и мониторинга) влияют на основную часть источников формирования структуры бюджетных средств субъектов РФ – на налоги, их расчеты, начисления и уплату. Современные условия социально-экономического развития России характеризуются наличием большего числа актуальных проблем, влияющих на процесс формирования налоговых поступлений в бюджетную систему государства.
В целом же, общую структуру доходов федерального бюджета Российской Федерации можно изобразить на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации
Таким образом, налоги являются одним из двух главных элементов формирования бюджетных средств государства. Чтобы проанализировать более точно их практическую роль, обратимся к графику рисунка 2, где изображена подробная структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Рисунок 2. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2020 году, в трлн рублей [2]
Из всех налоговых поступлений в 2020 году, большую долю имели такие налоги, как 4,543 трлн. рублей налог на прибыль, 7,095 трлн. рублей – налог на добавленную стоимость, а 3,956 трлн. рублей – это налоги на доходы физических лиц. Каждый из этих налогов играет важнейшую роль при формировании доходной части всех уровней бюджетов России.
Важно отметить то, что современный этап управления бюджетами в России связан с негативным влиянием распространения пандемии коронавируса COVID-19, из-за чего снижаются доходы и поступления в налоговой системе страны, которая выступает основой бюджетной политики, экономики общественного сектора и экономической безопасности государства.
Главными особенностями формирования доходов бюджетов России выступают влияние нефтегазового сектора, воздействие политики социально-экономического выравнивания регионов и влияние общего вектора развития государства [3].
По этой причине, одной из задач Правительства РФ является сбалансировать федерального бюджета, что возможно при помощи мероприятий, направленных на:
- оптимизацию структуры бюджетных расходов;
- оптимизацию структуры бюджетных доходов.
Последнее направление включает в себя оптимизацию налоговых поступлений в бюджет страны, что, к примеру, возможно благодаря повышению уровня налоговой нагрузки на физические и юридические лица. Однако такие меры негативно влияют на два главных макроэкономических процесса: спрос (потребление) и предложение (производство). Поэтому лучшим решением в 2020 году для Правительства РФ было обратное снижение налогового бремени, что позволило поддержать устойчивость развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, мы убеждены в том, что налоги и налоговая политика выступают экономической основой государства. При помощи управления и регулирования налоговой нагрузки возможно стимулирование развития экономики или сокращение дефицита государственного бюджета. Для Правительства РФ важно применение мероприятий, которые будут упрощать налоговую систему, снижать налоговое бремя, но при этом позволит простимулировать поступление налоговых доходов в бюджеты страны.