Реализация идеи электронного правительства на примере Республики Саха «Якутия»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)
Реализация идеи электронного правительства на примере Республики Саха «Якутия»
Цифровизация общества и развитие технологий, позволяют все большему количеству государств реализовать электронное правительство, а также получать населению различные рода услуги удалённо.
Электронное правительство базируется на распределенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуре (инфраструктура электронного правительства), развёрнутой в масштабах государства. Ядром которой является система электронного документооборота, система автоматизации государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Национальные программы по созданию электронного правительства предполагают поэтапное построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.
В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.
Основными целями Российской модели электронного правительства являются повышение эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, создание условий для свободного доступа к информации и получения необходимых услуг. Всего в программе предусмотрено развитие по девяти направлениям, основными из них являются обеспечение открытости в деятельности органов и совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Препятствиями в развитии электронного правительства являются коррупция, которая приводит к меньшей эффективности государственного управления, недостаточная подготовка граждан к переходу на электронные услуги, так как не у всех есть стабильное подключение к интернету, или доступ к компьютеру. Также огромную проблему представляют собой сайты и ресурсы которые не востребованы и используются только для отчётности.
Основным ресурсом электронного правительства в России является сайт Госуслуги. Регистрация на портале проходит с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Регистрация включает несколько этапов с обязательной привязкой и проверкой электронного адреса, мобильного телефона, а также подтверждением личности пользователя. Первоначально код подтверждения высылался письмом через «Почту России», либо передавался через офис ПАО «Ростелеком». В дальнейшем регистрация и подтверждение личности ранее регистрированных (без подтверждения функционал для ранее зарегистрированных был ограничен) происходило через отделения «Почты России», центры занятости населения и МФЦ. В последние годы требуется дополнительное подтверждение личности, в том числе с ранее подтверждённой учётной записью, для доступа к некоторому функционалу портала (к примеру для авторизации на сайте ФНС России с использованием ЕСИА, внесения некоторых биометрических данных) через онлайн-сервисы банков «Сбербанк России», «Тинькофф», «Почта Банк» или Центры обслуживания в операционных офисах некоторых коммерческих банков (использующих в своей работе Единую биометрическую систему). Была добавлена и возможность создания учётной записи юридического лица или индивидуального предпринимателя. Первоначально авторизация зарегистрированных пользователей для входа в «личный кабинет» на сайте происходила по страховому номеру индивидуального лицевого счета страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), в дальнейшем была дополнена возможностью авторизации с использованием телефонного номера или адреса электронной почты, а также двухфакторной авторизацией для дополнительной защиты с использованием присылаемого по СМС кода. Подтверждение и авторизация также возможны с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или УЭК.
После регистрации перечень стандартных функций портала расширяется, например, становится возможным получить сведения о состоянии личного лицевого счёта из Пенсионного фонда или подать заявление на получение загранпаспорта (в том числе биометрического), непосредственно заполнив форму на портале.
Аутентификация и авторизация на сайте Госуслуги также обеспечивает идентификацию и цифровую подпись при обращениях как через сам сайт Госуслуг, так и на сайтах ряда государственных структур, к примеру на сайте ФССП России, ФНС России и т. д. (при совместном открытии сайтов во вкладках одного и того же браузера на устройстве доступа).
Ресурс позволяет получать справочную информацию о государственных и муниципальных услугах, подавать онлайн обращения (заявления, жалобы, регистрация в очереди на личный приём и т. д.) в органы и учреждения федерального и муниципального уровня, в том числе с приложением электронных документов или электронных образов бумажных документов с автоматическим формированием электронной подписи заявителя, заказывать и получать справки в электронном виде заверенные электронной подписью должностного лица из некоторых ведомств (к примеру, об отсутствии судимости из МВД), осуществлять онлайн-оплаты госпошлин, налогов, административных штрафов, услуг ЖКХ, в том числе задолженность (на портале происходит агрегация данных по платежам в «личном кабинете» с соответствующих электронных ресурсов ведомств, либо по реквизитам квитанций).
Например в республике Саха (Якутия), электронное правительство представлено тремя онлайн площадками: https://www.sakha.gov.ru; https://e-yakutia.ru; https://old.e-yakutia.ru. При том, что два из трёх этих сайта фактически дублируют друг друга.
Официальный информационный портал РС(Я) - https://www.sakha.gov.ru, является навигационным сайтом на котором предоставлена вся имеющаяся информация о правительстве РС(Я) от новостей до правовых актов и различных документов. Также на сайте имеются ссылки на информационные площадки всех улусов и муниципальных образований, которые по структуре не отличаются от главного сайта.
Портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) - https://old.e-yakutia.ru, старый вариант сайта госуслуги РС(Я), большее количество функционала сайта сейчас перенаправляет на новый сайт госуслуги, на данный момент является не востребованным так как все услуги данного сайта можно получить на региональном портале государственных и муниципальных услуг.
Региональный портал государственных и муниципальных услуг - https://e-yakutia.ru, является якутским филиалом российского сайта госуслуги. Осуществляет весь спектр услуг предоставляемых государством населению.
Подводя итог, электронное правительство — это система из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой административно-правовых институтов. Признаками «электронного правительства» являются: уменьшение сферы административного усмотрения, усиление действия принципа оперативности при подготовке и принятии управленческих решений, надлежащий уровень прозрачности в процессе предоставления государственной услуги за счёт автоматического извещения получателя услуги или контролирующего органа о процессе их реализации. Формирование и функционирование «электронного правительства» сопровождается изменениями в системе органов исполнительной власти, заключающимися в создании органов со специфическим правовым статусом, которые обладают при этом различными функциями. В современной России наблюдается положительная тенденция обеспечения реализации прав граждан на доступ к информации о государственном управлении в рамках формирования системы «электронного правительства». Основные возможности повышения эффективности «электронного правительства» в ближайшем будущем, прежде всего, связаны именно с управленческими, а не техническими решениями, поскольку само по себе «электронное правительство» не может полностью решить многие проблемы, в числе которых — повышение эффективности государственного управления и снижение коррупции.
Непосредственно в Республике Саха (Якутия) электронное правительство находится в зачаточном состоянии, недостаток развитой инфраструктуры негативно сказывается на скорости загрузки местного филиала сайта Госуслуги, а информативность сайта sakha.gov.ru нивелируется невостребованностью улусов к заполнению соответствующих вкладок с информацией. Также до сих пор функционирует сайт https://old.e-yakutia.ru который на данный момент времени является не востребованным, выделение средств на поддержание этого сайта нецелесообразно.