Статья:

История развития дистанционного образования в России. Эффективность дистанционного образования во время пандемии (на примере студентов ФГБОУ ВО “Астраханский государственный технический университет”).

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кужаев Ж.С. История развития дистанционного образования в России. Эффективность дистанционного образования во время пандемии (на примере студентов ФГБОУ ВО “Астраханский государственный технический университет”). // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/94769 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История развития дистанционного образования в России. Эффективность дистанционного образования во время пандемии (на примере студентов ФГБОУ ВО “Астраханский государственный технический университет”).

Кужаев Жаслан Сагынгалиевич
студент Институт нефти и газа, ФГБОУ ВО Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань
Немчинова Анна Леонидовна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры Гуманитарные науки и психология, ФГБОУ ВО Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань

 

Аннотация. В статье рассматривается история развития дистанционного образования в России, представлены плюсы и недостатки дистанционного образования. Проведён сравнительный анализ дистанционного образования в разные периоды: до и во время пандемии. Анализируются результаты опроса, проведённого среди студентов Астраханского государственного технического университета в 2021 году.

Abstract. The article examines the history of the development of distance education in Russia, presents the pros and cons of distance education. A comparative analysis of distance education in different periods is carried out: before and during the pandemic. The results of a survey conducted among students of the Astrakhan State Technical University in 2021 are analyzed.

 

Ключевые слова: дистанционное образование (ДО), пандемия, студенты, обучающиеся, учебное заведение, дистанционное обучение.

Keywords: distance education (DE), pandemic, students, learners, educational institution, distance learning.

 

В современном обществе информационные технологии вошли во все сферы жизни человека, включая сферу образования. Применение интернет-технологий для дистанционного обучения не является сейчас чем-то необычным. На данный момент дистанционное обучение предоставляет возможность посмотреть на процесс получения образования с другой стороны. С появлением интернета люди получили прямой доступ к различным информационным ресурсам, находящимся в сети. Потенциал таких технологий очень высок, именно поэтому ни одна область деятельности человека сейчас не функционирует без цифровых технологий. Активное применение таких технологий в образовании определило место дистанционному обучению.

Под дистанционным образованием понимается обучение, при котором взаимодействие преподавателя и учеников происходит на расстоянии, отражая при этом все присущие учебному процессу компоненты, и реализуется благодаря применению специфичных средств интернет-технологий или других средств, предусматривающих интерактивность.

Пандемия коронавируса в начале 2020 года нарушила привычный образ жизни миллиардов людей. Вирус не просто стал угрозой жизни и здоровью, но и повлиял на все отрасли экономики. Наблюдалось масштабное негативное воздействие на мировую экономику, в результате чего пострадали все: от обычных людей до владельцев крупных предприятий. Кроме экономики, в связи с пандемией испытала неприятности и система образования. Из-за принятых вследствие этого  карантинных мер остро встал вопрос о том, как проводить дальнейшее обучение. Выходом из этой непростой ситуации явилось применение системы дистанционного образования. Несмотря на то, что дистанционная форма образования начала широко применяться в сегодняшние дни, она существовала в России и в допандемийный период. 1997 год считается годом начала дистанционного обучения в нашей стране. Именно в то время Министерство Образования издало приказ №1050, который разрешал осуществлять экспериментальное дистанционное образование. Уже в XXI веке массовое распространение интернета поспособствовало популяризации дистанционного обучения в вузах для первого или второго высшего образования, для переподготовки или повышения квалификации в университетах, для любого основного или дополнительного образования.

С интернетом у учеников возникла уникальная возможность получать обратную связь от преподавателей независимо от места нахождения. Как только увеличилась скорость, начали проводиться различные вебинары, онлайн-занятия, образовательные тренинги.

С течением времени этот вид получения образования становится все более популярным. В 2005 году Министерство образования выпустило приказ 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», согласно которому университет может осуществлять контроль обучения при помощи ДОТ (дистанционных образовательных технологий) очно или дистанционно.

Существует два типа программ дистанционного образования. Первым типом являются различные курсы, тренинги для улучшения и развития профессиональных навыков, результатом которых является сертификат дистанционного обучения. Вторым типом являются высшие учебные заведения, которые предлагают студентам возможность онлайн-обучения. Стоит отметить, что они не отказываются от очного обучения, а лишь расширяют возможности получения образования в их университете, привлекая тем самым большее количество студентов. Однако до пандемии всё это не пользовалось большим спросом, так как граждане нашей страны скептически относятся к инновациям, в данном случае, к непроверенному варианту обучения. Возможно, что после повсеместного внедрения дистанционного образования во время карантина, кто-то извлёк для себя более удобную систему образования и перешёл на онлайн-обучение на постоянной основе.

Дистанционное образование имеет как преимущества, так и недостатки. Преимущества ДО заключаются в следующем:

  • Экономия времени и денег. Студентам не приходится тратить большое количество времени на дорогу и нужно меньше времени на то, чтобы привести себя в порядок, поэтому появляется больше свободного времени для более качественного освоения учебного материала. Экономия денег состоит в том, что отсутствует необходимость в съёмном жилье. Также уменьшаются траты на еду, а расход средств на дорогу до вуза и вовсе сводится к нулю.
  • Прослушивание лекций в удобное для студента время.
  • Комфортные условия обучения для интровертов или людей с ограниченными возможностями.
  • Возможность совмещать учёбу с основным видом деятельности.

К минусам ДО можно отнести:

  • Отсутствие строгого контроля над учебной деятельностью студентов, из-за чего от студентов требуется сильная мотивация.
  • Невозможность получения профессиональных навыков в связи с отсутствием практических занятий.
  • Минимальное взаимодействие с другими людьми приводит к ухудшению коммуникативных и социальных навыков.

В начале 2020 года все учебные заведения вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения, причём многие из них не были готовы к этому переходу из-за недостаточной технической оснащённости, компьютерной неграмотности преподавателей и ряда других причин. Однако благодаря этому каждый учащийся испытал на себе нестандартный способ обучения, и, возможно, дистанционное обучение начнет пользоваться большим спросом, а ВУЗы, школы, колледжи, в свою очередь, будут развиваться в этом направлении. Дистанционное образование после начала пандемии имеет существенные различия с тем ДО, которое существовало до этого времени:

  • ДО после начала пандемии использовалось повсеместно, так как это был единственный выход учебных заведений из сложившейся ситуации, в то время как раньше такую форму обучения мог предложить лишь малый процент образовательных учреждений.
  • Во время пандемии обучающиеся бесплатно получали образование по этому формату обучения, тогда как до этого периода оно преимущественно было платным.
  • Качество дистанционного образования среди вузов, начавших внедрять его после начала пандемии значительно хуже по сравнению с теми вузами, которые на протяжении многих лет успешно применяли ДО , так как первые оказались не готовы к резкому переходу на онлайн-обучение. 

Для того чтобы оценить качество дистанционного образования во время пандемии, необходимо обратиться к  результатам проведённого опроса. В опросе, позволяющем оценить эффективность дистанционного образования во время пандемии, приняло участие 73 студента. Количество респондентов женского пола составляет четверть от числа опрошенных (27%), остальные 73% составляют представители мужского пола. На вопрос о том, повысилась ли эффективность и успеваемость студентов, об улучшении эффективности своей работы указали 21% респондентов, не заметили разницы – 55% студентов, о снижении сообщили 24% опрошенных. С точки зрения мотивации во время онлайн-обучения респонденты ответили следующим образом: 12% отметили, что она повысилась, у 41% изменений не наблюдалось, остальные 47% зафиксировали снижение собственной мотивации. У 15 % студентов возникли проблемы с нестабильным интернет-соединением и технической оснащённостью. Помимо данной проблемы студенты отмечали, что им не хватает очного общения с одногруппниками и учителями, и сообщали об отсутствии возможности уточнения деталей у преподавателей. 68 % респондентов указали на возросший объём материала для самостоятельного изучения, однако особого недовольства по поводу качества присылаемого преподавателями учебного материала у студентов не наблюдалось.

Таким образом, анализируя результаты этого опроса, можно прийти к следующему выводу: дистанционное образование на данный момент не удовлетворяет потребности большинства учащихся, однако показало довольно хорошие результаты, учитывая те условия, в которых оно применялось. При том что эта форма обучения до пандемии в большинстве учебных заведений практически не совершенствовалась, об увеличении и снижении эффективности своей работы указали почти равное количество студентов. С точки зрения того, что студентов, в целом, устроила недоработанная форма онлайн-обучения, спрос на образование в вузах, предлагавших дистанционное образование ещё до пандемии, должен увеличиться, так как они работают в этом направлении гораздо дольше. Соответственно, ДО в этих университетах развито качественнее. При должном подходе к повсеместному развитию дистанционного обучения в перспективе оно может стать двигателем прогресса нашего общества, так как прогресс напрямую зависит от качества образования.

 

Список литературы: 
1. Генне О. В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004 
2. Овсянников В.И. Структура дистанционного образования.//Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001 
3. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски. 
4. Приказ Минобразования РФ от 30.05.1997 N 1050 (ред. от 07.05.1998) "О проведении эксперимента в области дистанционного образования" 
5. Кузняк Н.Б., Гаген Е.Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки// Молодой ученый.-2017.-№11.