Становление административного судопроизводства в судах общей юрисдикции Российской Федерации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)
Становление административного судопроизводства в судах общей юрисдикции Российской Федерации
Аннотация. В данной статье автором рассмотрены основные задачи и проблемы становления судебной реформы административного судопроизводства в судах общей юрисдикции, а также проблемы создания корректно действующего административного судопроизводства.
Если рассматривать в широком смысле такие изменения в законодательной системе, как принятие Кодекса об административных правонарушениях, безусловно, можно придти к выводу, что данный этап являлся важным этапом в становлении судебной системы в Российской Федерации.
Поскольку, в части 2 статьи 118 Конституцией Российской Федерации напрямую закреплено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В силу чего, выделение административного судопроизводства в самостоятельную форму среди форм осуществления полномочий судебной власти путём принятия Федерального закона №21-ФЗ от 08 марта 2015 года «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», которым обусловлено его отдельное правовое регулирование, является значимым.
Рассматривая признаки административного судопроизводства, усматривается, что административное судопроизводство представляет собой урегулированный судебным административным процессуальным законодательством вид судебной деятельности, направленный на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений с целью защиты прав граждан и организаций.
Если говорить о характеристике административного судопроизводства необходимо отметить особенность судебной организации в Российской Федерации, которая не схожа с другими странами.
Возьмем, к примеру, страны, где по общим правилам принята система континентального (гражданского) права, в которых организация судебной системы имеет деление права на частное, публичное, что является фундаментальным и определяющим.
В Российской Федерации суды общей юрисдикции, как и арбитражные суды, являются одновременно судами и частного, и публичного права.
Как указывалось выше, в статье 118 Конституции Российской Федерации закреплена судебная власть, которая предусматривает разграничение категорий судопроизводства, но при этом отдельной системы судов в Российской Федерации не образовано.
Поэтому, в Российской Федерации административное судопроизводство рассматривается судами всех категорий, начиная от мировых судей и заканчивая Верховным судом Российской Федерации.
При этом, важно указать, что законодатель, принимая Федеральный закон №21-ФЗ от 08 марта 2015 года «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» исходил из имеющихся пробелов в судебной системе и поставленных целей направленных на максимальное обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; укрепление законности и предупреждения нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Изучив судебную практику рассмотрения мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Калининградской области за период 2019 года по 1 полугодие 2020 года дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, получены следующие статистические данные.
За 12 месяцев 2019 года мировыми судьями было рассмотрено 43686 дел об административных правонарушениях, из них 6429 дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ (14,7 % от общего количества дел). При этом из 6429 дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, оконченных производством в 2019 году, производство прекращено по 245 делам (3,8 %).
Судьями районных (городских) судов в этот же период времени было рассмотрено 5177 дел об административных правонарушениях, из них 1144 (22,1 %) - дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ. При этом по ст. 12.8 КоАП РФ судьями районных (городских) судов было рассмотрено 254 дела, ни одно из которых не прекращено производством.
Проанализировав практику применяемую судами Калининградской области в области административного судопроизводства, можно сделать вывод о том, что в целом суды, верно, подходят к рассмотрению дел по административным правонарушениям и выносят по ним законные и обоснованные судебные акты, в полном соответствии с требованиями, закрепленными в КоАП РФ.
Подводя итоги, следует отметить, что административное судопроизводство, его становление и развитие в Российской Федерации в целом основано на гражданском и арбитражном процессе, при этом отражает влияние концепции судебной власти на рассмотрение дел в области публичного права. При этом, предмет судебной защиты по административным делам многогранен. Защита полагается субъективными материальными правами, возникающие из административно-правовых отношений, публичных прав, свобод, а так же охраняемых законом интересов граждан.