Статья:

Система обучения игре на баяне Фредерика Дешампа

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Виталий С.К. Система обучения игре на баяне Фредерика Дешампа // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/95044 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Система обучения игре на баяне Фредерика Дешампа

Виталий Сергевич Кондратенко
Краснодарский государственный институт культуры, РФ, г. Краснодар

 

THE SYSTEM OF LEARNING TO PLAY THE ACCORDION BY FREDERIC DESCHAMPS

 

Vitalii Kondratenko

Krasnodar State Institute of Culture, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В статье речь идет о методе обучения игре на баяне французского преподавателя Дешампа. Затрагиваются технические проблемы и способы решения, упражнения.  Описываются основные способы игры.

Abstract.  The article deals with the method of teaching the French teacher Deschamps to play the button accordion. Technical problems and solutions, exercises are touched upon. The main ways of playing are described. 

 

Ключевые слова: баян; меховедение; посадка.

Keywords: accordion; mechanics; seat.

 

Посадка и меховедение

Игра на разжим.

Давайте постараемся разжимать мех наиболее естественным образом, используя только вес левого полукорпуса аккордеон. Сперва опустите левую руку и нажмите максимальное количество клавиш на правой клавиатуре правой рукой. Левый полукорпус естественным образом начнёт разжиматься. Это упражнение покажет способ наиболее оптимального понимая ведения меха на разжим.

Если правый полукорпус находится на правой ноге неправильно, так как часты случаи, когда аккордеон может резко сдвинуться вправо с положения на ноге. Из-за этого нарушится устойчивость инструмента. Игра станет также невозможной, если держать мех правым плечом или рукой. Это приводит к некомфортной позиции для исполнения.

Правильной позицией для правого полукорпуса является размещение внутри правого бедра. При этой позиции инструмент становится фиксированным и создаётся свобода для плеча и руки. Левая часть аккордеона (мех) кладется на левое бедро. Мех не раздвигается, мешает трение о бедро. Следовательно, левая рука должна сделать усилие, чтобы раздвинуть мех.

Меховедение.

Одной из наиболее распространённых проблем у баяниста является сжимание меха  приподнятым левым полукорпусом инструмента.

Для понимания ошибки можно попробовать разжатый мех плотно его сжать, заранее заблокирован правый корпус бедром. Выполнив данное действие станет ясным, как инструмент начнет пропускать воздух через клапаны, что приводит к неисправности баяна  и неравномерному потоку воздуха, влияющему на контроль меховедения. К тому же, выше описанное положение при смене меха довольно часто приводит к серьёзному защемлению верхней части левого бедра. Как упражнение можно попробовать заблокировать правую клавиатуру правым бедром и начать с нажимом сжимать мех, удерживая его нижнюю часть сжатой (барины нижней части меха должны быть плотно прижаты друг к другу), без нажимания на клавиши. Сжать мех станет в разы сложнее, так как давление на клапаны пойдёт правильным путем. По выполнению данного упражнение появится понимания правильного ведения меха, что значительно облегчит исполнителю игру на сжим. Для сравнения, можно проделать тоже самое упражнение, но уже с приподнятым левым полукорпусом.

При игре в низком регистре очень часто происходит форсирование звука. Для избежания форсирования звука стоит проделать предыдущие упражнения, но уже с нажав на самую низкую клавишу. При положения меха, который ведётся без поднятия левого полукорпуса - звук не будет форсироваться. При положении, в котором правый полукорпус при поднят-звук очень легко форсируется. Не менее важным аспектом для правильного ведения меха, особенно в лирических произведениях, является использование дыхания. Это придаст фразе "дыхание".

Упражнение: грудь и корпус инструмента должны быть плотно прижаты друг к другу. Голова направлена прямо. Дышать при игре на баяне стоит только через рот. Так как при дыхании через нос немного напрягаются мышцы шеи, что может привести к зажатиям и болезненным ощущениям. Левая рука свободна. Медленно возьмите дыхание, грудная клетка увеличится и левый корпус по инерции начнёт движение.

Регулировка ремней.

Регулировка ремней играет не только большую роль в физическом комфорте исполнителя, но также влияет и на качество его исполнения. Приняв новое положение (которое описано ранее, правая клавиатура на внутренней стороне правого бедра и положен е меха на внешней стороне левого бедра), приводит к корректировке длины ремней, при этом инструмент немного смещен влево. Поэтому левый ремень укорачивается, а правый удлиняется.

Ремень для левой руки. Не должным быть слишком затянут. Левый ремень не должен быть и расслабленным, чтобы избежать нежелательных акцентов при смене меха. Рука всегда должна иметь контакт с ремнем, особенно при игре на сжим. Так же необходимо учитывать и глубину посадки кисти при игре на бассах, скачках и растяжках. Будьте осторожны, не затягивайте правые и левый ремни слишком сильно, чтобы не мешать подвижности пальцев.

Посадка исполнителя

Следующие советы могут показаться радикальными, но они сделают вашу музыкальную жизнь настолько проще, что они стоят некоторых усилий. Спина играет очень важную роль. Это в значительной степени облегчает игру на сжим, оказывая помощь левой руке. Чтобы быть эффективным, ваша спина должна быть активной: вы должны расправить плечи, сесть на конец стула и выпрямиться.

Стопы должны быть поставлены ровно, параллельно, а ноги слегка расставлены, чтобы поддерживать инструмент.

Такая посадка способствует укреплению спины музыкантов и позволяет избежать проблем со сколиозом.

РЕШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И ЗВУКОИЗВЛЕНИЕ НА БАЯНЕ

Большинство технических проблем, с которыми сталкиваются аккордеонисты, происходят из-за неправильного положения пальцев, запястий или рук.

Дешамп намеренно выбрал для разработки предлагаемые им упражнения на первых пяти нотах до-мажора, чтобы продемонстрировать, как этот метод адаптируется к любому музыкальному тексту. В сводной таблице он будет использовать очень простое арпеджио. Советует потренироваться в первую очередь выполнять упражнения на простых нотах, чтобы не столкнуться с дополнительными проблемами, связанными, например, с разучиванием. Когда вы хорошо овладеете упражнениями, не стесняйтесь применять этот метод к музыкальным текстам, которые вы уже знаете, а также к текстам, которые вы разучиваете. Упражнения позволят вам быстро преодолеть этот утомительный шаг, а также убедиться в правильности выбранной аппликатуры, что, безусловно, сэкономит значительно времени!

Сила и независимость пальцев

Цель этого упражнения - развить силу пальцев за счет их независимости. Действительно, когда возникает техническая проблема, она всегда является следствием недостаточной независимости пальцев. Когда вы нажимаете клавишу на клавиатуре одним пальцем, другие пальцы руки, как правило, отрываются от клавиатуры, что вызывает сильное напряжение руки Расположенные таким образом, они не готовы нажимать следующие клавиши, отсюда очевидное отсутствие скорости.

Выбор аппликатуры довольно произвольный. Это во многом зависит от конструкции рук каждого человека, от артикуляции, которую человек хочет получить в соответствии со стилем исполняемого произведения и т. д.

Положение руки

Очень важно, чтобы запястье не принимало угловатый, «сломанный» вид и рука находилась в естественным, и по возможности, прямом положении. Неправильное положение вызывает напряжение в сухожилиях, ответственных за подвижность пальцев.

Чтобы исправить этот частый дефект аккордеониста, необходимо немного отвести правый локоть в сторону. Будьте осторожны, не прижимайте правую руку к телу, так как это неудобное положение блокирует плечо и значительно затрудняет подвижность пальцев.

Положение пальцев

Вы можете видеть, что небольшое изменение положения правого локтя вызывает изменение положения пальцев на клавиатуре. Первые фаланги должны находиться перпендикулярно клавиатуре. Ногти должны быть короткими и касаться клавиатуры, длинные ногти обязательно приводят к плохому положению пальцев.

Расположенная таким образом первая фаланга пальца правой руки служит амортизатором движений этой руки по клавиатуре. Таким образом, кончики пальцев рядом с ногтями будут гораздо более чувствительными, чем подушечки, расположенные на противоположной стороне ногтей. Попробуйте эту новую позу. Вы будете поражены точностью вашего нового прикосновения.

Большой палец - 1

Некоторые исторические представления. Большой палец - особенный палец, поскольку он отвечает за развитие интеллекта у человека. Способность человека схватывать небольшие предметы с большой точностью благодаря изолированному большому пальцу позволяет ему создавать все более точные инструменты. Обезьяне повезло меньше. Фактически, ее большой палец, который почти соединен с другими пальцами руки, полностью лишен независимости, и ее способность хватать предметы остается более приблизительной.

Поднимем большой палец. Палец поднимается медленно, до максимума, при этом его конец должен быть обращен к клавиатуре: вы заметите, что это не вызывает затруднений при подъеме и что он не тянет другие пальцы руки, потому что автономия дает ему большая независимость. Его движение не вызывает особой нагрузки на руку.

После одной-двух секунд неподвижности в верхнем положении мы атакуем клавишу быстро и мощно. Кратковременно нажмите клавишу в нижней части клавиатуры и отпустите ее, положив большой палец на поверхность. Убедитесь, что другие пальцы вашей руки неподвижно лежат на клавиатуре и готовы к игре. При правильном выполнении это упражнение будет выполняться только один раз, чтобы не было слишком сильного напряжения в руке. Как бы сложно это ни было, работа над этим упражнением необходима для прогресса.

Указательный – 2

Таким же образом поднимите указательный палец до максимума, перпендикулярно клавиатуре, убедившись, что его конец остается обращенным к последней. Вы заметите, что ему тоже не составляет труда передвигаться. С другой стороны, его движение вызывает легкое сжимание руки, когда палец достигает максимального расстояния. Как и прежде, обратите особое внимание на управление пассивными пальцами 1 - 3 - 4 - 5, особенно при атаке на клавишу.

Средний – 3

Движение среднего пальца (или третьего пальца) становится немного сложнее, потому что ему мешает близость второго и четвертого пальцев Амплитуда движения меньше, и мизинец имеет тенденцию подтягиваться вверх при движении среднего пальца. Обратите особое внимание на управление пассивными пальцами 1-2-4-5.

Безымянный – 4

Это, безусловно, самый слабый палец руки. Морфологически сухожилие, отвечающее за его движения, связано с мышцами, а не изолировано, как в случае с другими пальцами. Этот палец трудно поднять, особенно если вы не привыкли так работать.

Поднимите его очень медленно. Очевидно, что амплитуда движений будет низкой, особенно в первые несколько дней, но если вы проявите терпение и осторожность, прогресс будет быстрым и значительным.

Сложность этого упражнения подчеркивает интерес к работе над независимостью пальцев, чтобы можно было двигать ими в удобное для вас время. Атакуйте клавишу так же, как и предыдущими пальцами.

Мизинец - 5

Проделайте ту же работу, что и раньше. В одиночку этот палец обладает большой силой. Во время последовательностей 3 - 4 - 5 движение безымянного пальца вызывает напряжение в руке перед атакой пятого пальца, что приводит к неточности касания и очень часто к серьезным техническим проблемам.

Первое упражнение на независимость, выполняемое каждый день на каждой ноте сложных технических задач, значительно развивает силу каждого из пальцев при условии, что вы неукоснительно соблюдаете все ранее упомянутые советы. Темп упражнения должен быть медленным, а движения пальцев - большой амплитудой, как в случае традиционных силовых тренировок. Атака должна быть быстрой и точной, тщательно контролируя неподвижность пассивных пальцев.

Настоятельно рекомендуется выполнять эту серию упражнений, играя громко, чтобы повысить сопротивляемость вашей клавиатуры и, следовательно, эффективность этих упражнений.