Статья:

Особенности развития тревожности у подростков с разным уровнем агрессивности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Барыбина А.М. Особенности развития тревожности у подростков с разным уровнем агрессивности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 24(160). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/160/95722 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития тревожности у подростков с разным уровнем агрессивности

Барыбина Анастасия Максимовна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

За последние годы проблема проявления тревожности у подростков стала наиболее актуальной. Бесспорно, адекватный уровень тревожности занимает главенствующую роль в эмоционально-волевой регуляции и, несомненно, является важнейшим фактором, который обусловливает формирование адаптивного ресурса личности [3, с 122].  

Несмотря на это многие авторы пришли к мнению, что трудности социально-психологической адаптации и формирования самооценки у детей подросткового возраста связаны именно с высоким уровнем тревожности. (В.М. Астапов, А.И. Захаров, Н.Д. Левитов, А.М. Прихожан и др.) [4, с 55].

Подростковый период – время психосоциального, физического, а также познавательного развития человека. Несмотря на многие противоречия и сложности, которые сопровождают этот период, он является неотъемлемой частью жизни подростка, нормальной стадией развития.

Пубертатный период характеризуется интенсивным и неравномерным ростом тела, повышенным кровяным давлением, несоответствием развития сосудов и сердца, увеличенной активностью эндокринных желез, возбудимостью, раздражительностью, утомляемостью.

Ведущей деятельностью в этот период является именно общение, это ведет к тому, что ребенок может испытывать тревожность при взаимодействии с другими людьми. Таким образом, тревожность – определенная склонность человека к переживанию тревоги, она может быть как личной, так и ситуативной. Подростку становится сложно наладить общение с окружающими, он испытывает трудность во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и учителями.

В свою очередь агрессивность на данном этапе развития человека является формой защиты своего «Я», данным способом подросток занимается решением своих собственных проблем, пытается сохранить чувство ценности. Хочется отметить, что в повышенной агрессивности подростков также проявляются многочисленные проблемы с родителями и ровесниками.

Можно прийти к выводу о том, что подростковый возраст – определенный период умственного развития, именно тогда протекают качественные изменения, которые вызывают у ребенка изменить систему взаимодействия с другими людьми, появляется стремление выйти на совершенно новый уровень развития самосознания [2, с 144].

В целом подростковый период представляет собой промежуточный этап между детством и юностью, именно в это время происходит переосмысление наиболее важных жизненных ценностей личности, формирование собственных принципов и установок [1, с 94]..

Личность, взаимодействуя с различными социальными группами, приходит к формированию собственного характера. Это происходит в семье, при общении с друзьями и знакомыми, в трудовом коллективе или учебном заведении. В одном случае у подростка будут сформированы общительность, открытость, смелость, желание сблизиться с окружающими людьми, а в другом, напротив,  трусость, скрытность и нежелание взаимодействовать с людьми в различных социальных группах. Возможности приобретения и закрепления лучших черт характера личности происходит в коллективе высокого уровня развития.  Интеграции человека в социальной группе способствует именно этот процесс  [5, с 178].

Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. Тем не менее, у детей старшего дошкольного и дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации [6, с 89].

 

Список литературы:
1. Абрамова, Г.С.  Возрастная психология / Афанасьев А.К. - Е., 2015. -  89 с.
2. Антье, Э.  Агрессивность / Савков И.К. – М.: Фаир-Пресс, 2016. - 102-105 с.
3. Бодалев, А. А. Личность и общение / А.А. Бодалев – М: Прогресс, 2012. – 325 с.
4. Востокнутов, Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития / Российский психиатрический журнал. – 2014. -№2. -  12-19 с
5. Либерман, А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков. Вопросы психологии / Савич Р.А – 2018, №4. - 2-6 с.
6. Личко, Е.А. Подростковая психология / Е.А. Личко. – М.: Просвещение, 2014. - 18-23 с.