Статья:

Международно-правовой механизм обеспечения права на образование

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Малкова А.А. Международно-правовой механизм обеспечения права на образование // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 24(160). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/160/95792 (дата обращения: 03.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Международно-правовой механизм обеспечения права на образование

Малкова Александра Алексеевна
магистрант, Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург
Плахтий Елена Владимировна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Екатеринбург

 

INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM FOR ENSURING THE RIGHT TO EDUCATION

 

Alexandra Malkova

undergraduate, Ural Institute of Management – branch Russian Academy of National Economy and public service under the President of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

Elena Plakhtiy

scientific director, Cand. jurid. Sci., Associate Professor, Ural Institute of Management – Branch Russian Academy of National Economy and public service under the President of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В настоящем исследовании автор рассмотрел примеры нормативно-правового закрепления права на образование, а также примеры международных неправительственных организаций обеспечивающих реализацию указанного права.

Abstract. In this study, the author examined examples of the legal and regulatory framework for the right to education, as well as examples of international non-governmental organizations that ensure the implementation of this right.

 

Ключевые слова: право на образование; международное право; международное публичное право; ООН; Совет ООН.

Keywords: the right to education; international law; public international law; UN; UN Council.

 

Право на образование является признанным правом человека (относится к правам “второго поколения”) и понимается международными правовыми институтами как:

  • право на обязательное всеобщее бесплатное начальное образование, предоставляемое гражданам каждым государством-участником международных договоров;
  • обязательство вышеуказанных государств развивать доступное среднее образование для своих граждан (с плановым переходом на всеобщее бесплатное среднее образование);
  • равный доступ граждан к высшему образованию (по возможности с переходом на бесплатное высшее образование);
  • ответственность государства за базовое образование отдельных лиц и групп граждан, не получивших по каким-либо причинам начальное образование[6].

В дополнение к этим положениям о доступе к образованию, рассматриваемое право также включает обязательство государств-участников международных договоров ликвидировать любую дискриминацию на всех уровнях образовательной системы, вырабатывать и внедрять образовательные стандарты и постоянно повышать качество образования[6].

Специальный докладчик ООН по праву на образование К. Томашевски в отчетах Комиссии ООН по правам человека неоднократно указывала на то, что реализация рассматриваемого нами права — это непрерывный процесс, который обычно проходит в каждом государстве четыре ключевые фазы:

  • признание образования правом;
  • разделение граждан на определенные категории: женщины, коренные народы, граждане с ОВЗ и т. д.;
  • шаг от сегрегации к ассимиляции через интеграцию;
  • адаптация к разнообразию[7, с.59].

Право на образование закреплено во многих международных договорах по правам человека, но наиболее развернутая его формулировка содержится в цитировавшемся нами выше Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах Организации Объединенных Наций, ратифицированном почти всеми странами мира. В ст. 13 Пакта признается право каждого на образование. Пакт был принят Генеральной Ассамблеей ООН единогласно и представляет собой многосторонний договор международного права, призванный гарантировать соблюдение экономических, социальных и культурных прав человека[4].

Право на образование также закреплено в ст. 28 Конвенции о правах ребенка[6]. Ст. 22 Женевской конвенции о беженцах предписывает обеспечивать доступ к государственному образованию, в частности к обучению в начальных школах, также для беженцев[5].

Рассматриваемое нами право понимается как центральный инструмент содействия реализации других прав человека, поскольку образование является предпосылкой для способности людей отстаивать свои собственные права и солидарно защищать базовые права других. Оно в равной степени относится ко всем (без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного статуса) [3, с.5].

Праву на образование для его реализации нужны три основных действующих лица:

  • государство как поставщик и / или финансовый партнер в государственном образовании.
  • ребенок как главный бенефициар права на образование, который должен получить обязательное образование;
  • родители ребенка как первые его воспитатели.

Последние могут свободно выбирать, какое образование будет предоставлено их детям, что также является одним из столпов права на образование. Свобода выбора образования принадлежит родителям, что должно не дать государству получить монополию на образование ребенка и, соответственно, должно защитить образовательный плюрализм. Однако родители не имеют права отказывать своим детям в образовании, потому что этот выбор незаконен. Если возникает конфликт между выбором родителей и наилучшими интересами ребенка, преимущество имеет последний[8, с.166].

Право на образование как основное право контролируется Советом ООН по правам человека и Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам[3, с.6].

Совет ООН по правам человека может абсолютным большинством принять решение о направлении наблюдателей для наблюдения за ситуацией с правом на образование в государстве-члене ООН. Совет состоит из 47 членов, избираемых по регионам. Совет по правам человека является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Наблюдатели готовят доклады по реализации права на образование в стране наблюдения для Генеральной Ассамблеи[3, с.7].

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам — это контрольный орган, созданный Организацией Объединенных Наций, который обеспечивает непосредственно соблюдение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в подписавших данный пакт государствах. Он играет консультативную роль и может давать рекомендации государствам-подписантам Пакта о том, как они могут лучше выполнять те или иные пункты договора, включая пункты, касающиеся права на образование[1, с.69].

Также при ООН вопросами реализации права на образование занимается Специальный докладчик д-р Камбу Боли Барри (Буркина-Фасо), которая вступила в должность 1 августа 2016 года после своего назначения на 32-й сессии Совета по правам человека. Специальный докладчик ООН по праву на образование говорит о “четырех измерениях” этого права (концепция 4-И), которые обеспечивают концептуальную основу для установления того, выполняются ли правительствами обязательства в отношении права на образование. В 4-И входят следующие пункты:

  • общая доступность,
  • приемлемость,
  • адаптивность,
  • недискриминационный доступ.

Таким образом, Специальный докладчик занимается вопросами доступности, приемлемости и адаптируемости образования — от дошкольного до высшего, в том числе и неформального образования, опираясь на такие критерии, как:

1. Общая доступность. Данный показатель предполагает, что в государстве должны быть школы и иные образовательные учреждения, охватывающие своими услугами все население. Государства должны гарантировать предоставление достаточной образовательной инфраструктуры (учреждений и программ) для всех граждан и беженцев без гражданства. Образовательные учреждения должны быть оснащены всеми средствами и учебными материалами, необходимыми для адекватного функционирования в конкретном контексте, такими как здания, учебное оборудование и инвентарь, обученный и должным образом оплачиваемый персонал, защита от неблагоприятных природных условий, санитарные условия для обоих полов и питьевая вода.

2. Приемлемость. Данным критерием предполагается, что учебные программы должны соответствовать культурным традициям и быть хорошего качества, приемлемыми для потребителей образовательных услуг — для учащихся и родителей.

3. Адаптивность. Последняя означает, что программы должны адаптироваться к изменениям в обществе.

4. Недискриминационный доступ. Под данным критерием понимается, что доступ к образованию не может быть запрещен из-за цвета кожи, религии или по причине культурных оснований[2].

4-И как концептуальная основа предусматривает не только набор ключевых показателей для управления образованием в мире, но и схему его мониторинга в рамках Совета по правам человека Организации Объединенных Наций.

Низкое качество образования, детский труд, гендерная дискриминация, препятствующая обучению девочек и подростков, дискриминация по причине инвалидности или болезни, недостаточного или нулевого внимания к потребности взрослых в обучении — все это основы дискриминационного доступа и объект внимания ООН при оценке реализации права на образование в той или иной стране.

Здесь ООН (и ответственные ее структуры) исходит из мысли, что образование — это не просто еще одно право человека, необходимое для развития людей и общества, но и инструмент социальных изменений; однако в условиях неравенства (бедности и отчуждения, при низком охвате образованием, особенно в сельских районах и маргинальных городских районах, где не хватает школ, квалифицированных и хорошо оплачиваемых учителей, а также основного оборудования) — социальные изменения невозможны. И все элементы международно-правового механизма обеспечения права на образование направлены в первую очередь на ликвидацию образовательного неравенства в мире.

 

Список литературы:
1. Safarova Sh. P. Characteristics of Iternational human rights education treaties of universal international organizations. Вестник науки и образования, 2019. №20-2 (74). С. 67-73.
2. Special Rapporteur on the right to education  // OHCHR. [Электронный ресурс] URL: https://www.ohchr.org/EN/Issues/Education/SREducation/Pages/SREducationIndex.aspx (дата доступа: 18.04.2021).
3. Гусейнова К.М. Право человека на высшее образование по международному праву и проблемы его обеспечения в условиях глобализации. автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2015. С. 26.
4. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года) [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата доступа: 18.04.2021).
5. Конвенция о статусе беженцев (принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года) [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml (дата доступа: 18.04.2021).
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, вступил в силу 3 января 1976 года) [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата доступа: 18.04.2021).
7. Томашевски К. Отказано в обучении: затраты и средства правовой защиты. Zed Books, 2003. С. 59.
8. Чапенко А. А. Нормативно-правовое регулирование сферы образования на международном уровне. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. №12-4. С.165-168.