Статья:

Монополизм как экономическое явление: причины существования монополии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Липатова К.В., Борисов С.П. Монополизм как экономическое явление: причины существования монополии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 25(161). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/161/96097 (дата обращения: 02.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Монополизм как экономическое явление: причины существования монополии

Липатова Ксения Владиславовна
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Борисов Сергей Павлович
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

Определенные формы и признаки проявления монополии отмечаются даже в тех экономических системах, где монополии не занимают доминирующего положения. Монополия в определенной степени и в определенной форме имеет место везде, где есть экономические отношения.

Несмотря на то, что рынок и отдельные признаки монополии в ряде стран существовали несколько тысячелетий (с IV тысячелетия до нашей эры до последней трети XIX века), монополистические тенденции в экономике становятся доминирующими только в конце XIX века. век.

Эти причины в первую очередь связаны с модернизацией производственного процесса. Предпосылкой таких изменений стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX веков, появление новых отраслей и быстрое развитие производства во многих из них, прежде всего в легкой промышленности, в связи с появлением важных технических изобретений.

Изменения технологического способа производства привели к концентрации производства, вместе с которой интенсивно развивался процесс концентрации капитала.

Каждый из этих процессов развивается по своим особым законам. Таким образом, концентрация производства выражает внутренне необходимые, устойчивые и значимые связи между развитием производительных сил и процессом концентрации, деятельность которого приводит к растущей концентрации факторов производства (материальных и личных) на крупных предприятиях. Монополии возникают не только как следствие концентрации производства и капитала, но и на основе их централизации. В настоящее время в развитых странах мира почти все крупные, большинство средних и даже некоторые малые предприятия существуют в форме акционерных обществ. Более того, акции малых и средних компаний, как правило, продаются на внебиржевом рынке, а не на рынке ценных бумаг. Такие компании относятся к закрытым акционерным обществам.

Говоря о монопольном рынке, нельзя не упомянуть обратную ситуацию. В дополнение к власти одного продавца на рынке может существовать власть одного покупателя. Рынок с одним покупателем называется монопсонией. Такая рыночная ситуация встречается довольно редко и, как правило, на рынках товаров, удовлетворяющих производственные нужды. Монопсонист, как и монополист, будучи единственным на рынке, может диктовать цену, но не покупателям, а продавцам.

Существование монополий объясняется несколькими причинами:

1) Первое: «естественная монополия»: если производство определенного объема продукции одной фирмой дешевле, чем ее производство двумя или более фирмами, то принято говорить о существовании естественной монополии в отрасли, т.е. Причина этого - экономия на масштабе - чем больше продукции производится, тем меньше ее стоимость.

2) Вторая причина: одна-единственная фирма концентрирует в своих руках контроль над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами, либо в виде сырья, либо в форме знаний, защищенных патентом. Пример: Xerox контролировала процесс копирования, называемый ксерографией, потому что у нее были знания в области технологий, некоторые из которых были защищены патентами.

3) Третья причина: государственное ограничение, достигнутое фирмой в результате покупки или предоставления ей исключительного права на продажу определенного товара. В некоторых случаях государство оставляет за собой право монополии; например, в ряде стран табак могут продавать только государственные монополии.

Есть и две другие точки зрения на возникновение монополий. Согласно первой, монополия трактуется как случайность, несвойственная рыночной экономике. Что касается другой точки зрения, монополистические образования определяются как естественные. Одним из сторонников таких взглядов является английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что «монопольная власть не возникает случайно», а является логическим завершением стратегии предприятия. Принцип экономической выгоды, сформулированный А. Смитом, заставляет предприятия постоянно искать возможности максимизировать свою прибыль. Один из них, наиболее успешный и надежный - создание или достижение монопольного положения. Можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике являются следствием закона максимизации прибыли.

Еще одна движущая сила действий предпринимателей в этом направлении - закон концентрации производства и капитала. Действие этого закона с разной степенью интенсивности проявляется на каждой стадии развития капитализма, движущей силой которого является конкуренция. Чтобы выжить в этой борьбе, чтобы получить большую прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новые технологии, расширять масштабы и объемы производства. В то же время из общей массы малых и средних предприятий постепенно выделяются несколько относительно крупных предприятий.

Таким образом, появление монополистических предприятий является естественным результатом развития производительных сил, эволюции рынка и действия законов конкуренции.

 

Список литературы:
1. С. В. Мочерный, В. Н. Некрасов, В. Н. Овчинников, В. В. Секретарюк «Экономическая теория», 2000 © Издательство «Экспертное бюро», Москва.
2. Барышева А.В. - Монополизм и антимонопольная политика / А.В. Барышева, Ю.В. Сухотин, В.Н. Богачёв. – М.: Наука, 1993 г.