Статья:

Перспективы реализации денежно - кредитной политики Национального банка в Республике Беларусь

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Аниперко В.О., Паршутич О.А. Перспективы реализации денежно - кредитной политики Национального банка в Республике Беларусь // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/60457 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы реализации денежно - кредитной политики Национального банка в Республике Беларусь

Аниперко Вероника Олеговна
студент, Полесский государственный университет, Республика Беларусь, г. Пинск
Паршутич Ольга Александровна
канд. экон. наук, доцент кафедры теоретической и прикладной экономики, Полесский государственный университет, Республика Беларусь, г. Пинск

 

Prospects of implementation of monetary policy of the National Bank in the Republic of Belarus

 

Veronika Aniperko

student, Polesie State University, Republic of Belarus, Pinsk

Supervisor:

Olga Parshutich

PhD in Economics, Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Economics Polesie State University, Republic of Belarus, Pinsk

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие, объект, субъект денежно – кредитной политики. Приведены перспективы реализации денежно – кредитной политики Национального банка Республики Беларусь.

Abstract. The article considers the concept, object, subject of monetary policy. The prospects of the implementation of the monetary policy of the National Bank of the Republic of Belarus are given.

 

Ключевые слова: денежно-кредитная политика; Национальный банк Республики Беларусь, инструменты и методы денежно-кредитной политики, развитие денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Keywords: monetary policy; The National Bank of the Republic of Belarus, instruments and methods of monetary policy, the development of monetary policy of the Republic of Belarus.

 

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, которые предпринимает национальный банк для поддержания ценовой стабильности в целях содействия устойчивому и сбалансированному развитию экономики.

Объектом денежно-кредитной политики являются финансовые активы, которые обеспечивают воспроизводство товаров и услуг. Сюда также можно отнести институты денежно-кредитного сектора экономики страны.

К субъектам денежно-кредитной политики относятся государственные структуры, которые уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.

Инструменты денежно-кредитной политики – это способы воздействия национального банка на денежно-кредитную сферу через формирование определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Выбор инструментов денежно-кредитной политики достаточно широк. Использование различных видов инструментов зависит от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций, а также конкретных обстоятельств[1].______

К таким инструментам относятся:

  1. лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента;
  2. операции на открытом рынке ценных бумаг;
  3. регулирование учетной (дисконтной) ставки процента;
  4. манипулирование нормой обязательных резервов [2]..

Целью и задачей на 2019 год является низкоинфляционная среда и стабильность финансового сектора. Из этого следует, что действия Национального банка будут сосредоточены на достижении двух целей: поддержание ценовой и финансовой стабильности.

Кроме этого, рассматривается вопрос отказа от рекомендаций предельного уровня процентных ставок на кредитно-депозитном рынке, но при этом регуляторное воздействие на генерацию банками повышенных рисков сохранится и будет осуществляться через систему макропруденциальных инструментов. При отсутствии значимых шоков ставка рефинансирования на конец 2019 г. составит  9–10% годовых, ставки по новым кредитам банков в национальной валюте будут равны 10,5–11,25% годовых [4].

В качестве промежуточного ориентира выступит средняя широкая денежная масса. Цель по приросту широкой денежной массы – 9–12%.

В 2019 году Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит мониторинг финансовой стабильности. На обеспечение стабильности будут направлены мероприятия по ограничению уровня системных рисков.

Результатом реализации денежно – кредитной политики в 2019 году станет дальнейшее замедление инфляционных процессов, обеспечение финансовой стабильности, поддержание макроэкономической устойчивости.

Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2019 год приведены ниже в таблице 1.

Таблица 1.

 Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2019 год

Наименование показателей

Прогноз на 01.01. 2019 г.

Прирост средней широкой денежной массы, в процентах (декабрь 2019 г. к декабрю 2018 г.)

9 – 12

Прирост потребительских цен, в процентах (декабрь 2019 г. к декабрю 2018 г.)

не более 5

Международные резервные активы Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда, в млрд. долларов США

не менее 7,1

 

Курс белорусского рубля на конец 2019 года будет справедливым, так  его динамика формируется под воздействием предложения и спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке.

Правительством и Национальным банком выработаны совместные подходы к комплексному решению этих задач. Они заключаются в следующем.

Ежегодно планируется рефинансировать 75% от суммы основного долга по обязательствам Правительства и внутренним обязательствам Национального банка.

Уровень золотовалютных резервов на конец 2019 г. составит около 7,1 млрд. долл. США. Если проследить динамику за 2016-2019 гг., то мы можем заметить, что международные резервные активы увеличились на 2,2 млрд. дол. США.

В 2019 г. и последующие годы следует решать две важные задачи:

- наращивание золотовалютных резервов;

- снижение уровня государственного долга.

Оба эти показателя имеют важнейшее значение при оценке внешнеэкономической устойчивости государства.

Основными недолговыми источниками являются:

● покупка иностранной валюты на внутреннем рынке;

● поступления по экспортным пошлинам на нефть и нефтепродукты.

Задачей Правительства Республики Беларусь и Национального банка является увеличение недолговых источников поступления иностранной валюты в страну. Для этого необходимо проводить работу по наращиванию профицита во внешней торговле. Эффект от дедолларизации может составить приблизительно 300 млн. долл. США в 2019 г.

Особое внимание в 2019 г. слудует уделить работе c «плохими» долгами. Индикатором ее эффективности станет поддержание банками доли необслуживаемых активов в активах, которые подвержены кредитному риску, на уровне, который не будет превышать 10%.

В планах на 2019г. рассматривается разработка и внедрение нового комплексного риск - ориентированного процесса надзорной оценки банков. Он состоит из  оценки бизнес - модели, риска - профиля, корпоративного управления, внутренних процедур оценки достаточности капитала [3].

Существенным элементом финансовой системы является  платежная система. В рамках проводимой работы по цифровой трансформации финансовой сферы и развитию платежной системы будет продолжено совершенствование нормативной правовой базы, улучшение программно-технической инфраструктуры, а также внедрение международных стандартов.

В планах на 2019 г. – дальнейшее развитие дистанционных каналов банковского обслуживания, единого расчетного и информационного пространства, межбанковской системы идентификации, цифровых банковских технологий по оказанию финансовых услуг и создание дополнительных стимулов по более активному использованию электронных платежных инструментов и средств платежа.

Таким образом, денежно-кредитная политика Национального Банка является важной не только для национальной, но и для мировой экономики. Очень важно Национальному  Банку правильно выбрать инструменты и воспользоваться ими, чтобы повлиять на ситуацию в экономике в целом.

 

Список литературы:
1. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие/ В.И.. Тарасов–Мн.: Мисанта, 2012. –  375 с.
2. Макроэкономика: учебное пособие/ И.В. Новикова, Ю.М.Ясинский. –  М.: Академия управления при Президенте, 2006. –  133 с.  
3. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2019 год: Указ Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2018 г. № 484. – Минск, 2018.
4. «О предварительных итогах реализации денежно-кредитной политики в 2018 году и основных задачах деятельности Национального банка на 2019 год», Банковский вестник, 2018 декабрь  № 12/655.