Жигмит Тумунов: этнопедагогические воззрения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)
Рубрика: Культурология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)
Жигмит Тумунов: этнопедагогические воззрения
В условиях глобализации культурного пространства для каждой нации и народности важно обращение к своим истокам, что является одним из важных факторов на пути к возрождению традиционной духовной культуры. В этом плане, с нашей точки зрения, есть необходимость изучения особенностей этнопедагогических основ в национальной культуре. Этнопедагогические воззрения любого народа имеют культурологическую ценность, так как глубоко связаны с особенностями его мировоззрения, мироощущения, мировосприятия. По словам Г.Н.Волкова, «формирование совершенного человека – лейтмотив народного воспитания»(1). В этом ракурсе исследование основ этнопедагогических воззрений бурятского народа талантливым учёным Ж. Тумуновым кажется для нас весьма интересным. Тумунов Жигмит родом из агинских бурят Забайкальского края. Одна из важных проблем в его исследованиях связана с изучением особенностей традиционного воспитания детей в семье агинских бурят. В 1999-м году в Монголии им была успешно защищена докторская диссертация по теме «Этнопедагогика агинских бурят» (3) . Необходимо отметить, что в данном исследовании содержатся важнейшие научные положения, касающиеся проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Кроме всего, обращает внимание данная им характеристика учения «Великий Джасак» как конституции Монгольской империи, созданной Чингис-ханом и многое другое. Жигмит Тумунов в своих трудах, как нам кажется, выделяет весьма оригинальные и значимые моменты, которые нами представлены здесь в краткой форме. По мнению вышеназванного ученого, процесс воспитания детей в семье связано с принципом «человекосообразности». Этот принцип, с его точки зрения, включает в себя положение о том , что каждый ребенок в семье должен уважать и почитать своих родителей, свой род, его традиции и обычаи, знать свою родословную до 12 колен, со всеми именами и занятиями своих родовичей. Любовь к малой родине, к родному очагу, к родителям и своей семье в целом – это чувство должно быть пропитано в ребенке вместе с молоком матери. О поведении человека в лучших традициях своего народа говорится и в «Девяти доблестях настоящего мужчины», в «Девяти наставлениях для женщины», которые подробно приводятся Ж.Тумуновым в его работе. Здесь же говорится и о запретах в поведении человека в приведенном им тексте «О десяти черных грехах» и других. Далее, по мнению Жигмита Тумунова, процесс воспитания детей в семье связан с еще одним важным принципом « природосообразности». Сущность данного принципа заключается в том, что дети с малых лет должны знать о том, что природа создана Высшим разумом, поэтому надо поклоняться ей, знать о том, что каждый объект природы, будь то гора, лес, сопки, степь и так далее, имеет своего хозяина – Духа. И если наносить ущерб природе, то вполне возможно, что человек может быть и наказан Духом природы. Каждому ребенку в семье бурят с малых лет традиционно внушается мысль о том , что природе вредить нельзя, ее надо только оберегать и защищать постоянно, где бы он ни находился. И, конечно же, надо веровать в Бога, создавшего этот прекрасный мир природы, то есть в Высший Разум, что весьма значимо, как считает автор, в процессе правильного воспитания подрастающего поколения. Как было сказано нами выше, в своих исследованиях ученый Жигмит Тумунов большое внимание обращает на сущность учения «Великий Джасак», как конституции Монгольской империи, созданной в свое время Чингис-ханом. В этом учении говорится о правильном воспитании детей в семье, где каждый подчиняется старшему в семье, уважает его и прислушивается к его советам. Это касается не только внутрисемейных отношений и внутриродовых , но и военных дел и даже государственных. Так, например, каждый военный руководитель обязан проявлять заботу о своих подчиненных, а каждый государев человек – о своих подданных, об их благополучии. Чингис-хан считал, что государевы люди получают благословение от самих Богов, поэтому они не должны создавать кланы, жаждущие богатства и власти. Сам Бог может их наказать за эту алчность, своекорыстие и жестокую расчетливость по отношению к своим подданным. В то же время Чингис-хан считал, что каждый из его подданных должен быть религиозным человеком, независимо от того, в какого Бога он верит. Поэтому в его подчинении были и буддисты, и христиане, и мусульмане и др. Кроме всего, хотелось бы отметить, что ученый Жигмит Тумунов подробно анализирует труды авторов, кем в свое время освещались вопросы, в той или иной мере связанные с этнопедагогическими основами бурят. Так, в частности, он обращает особое внимание на великолепный труд Эрдэни-Хайбзун Галшиева «Бэлигэй толи» ( «Зерцало мудрости») (2). В трактате, состоящем из восьми глав, автор Э.-Х.Галшиев затрагивает все стороны жизни и жизнедеятельности человека - семья, труд, работа, взаимоотношения с людьми, домашнее хозяйство, отношение к природе и многое другое. Как проявлять себя во всех названных сферах, не ущемляя чужие интересы, как действовать в тех или иных условиях различных жизненных обстоятельств и т.п – по этим и многим другим вопросам содержатся весьма оригинальные ответы с необходимыми решениями в названном труде автора, как отмечает Жигмит Тумунов. К примеру, кажется весьма своеобразной приведенная здесь мысль о том, что даже по отношению к врагам своим нужна некая сдержанность, дабы не посеять месть, не знающую границ. Также актуально звучит и мысль о том, что человеку необходимо иметь огромное терпение при осуждении, гневе, зависти или клевете со стороны других людей, быть выдержанным, оставаться уравновешенным и спокойным, «подобно земле, с терпением выдерживающей на себе всё – и хорошее, и плохое». Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основы этнопедагогических воззрений, рассмотренные в научных трудах Ж.Тумунова, остаются весьма актуальными для современников. Они тесно связаны с проблемой возрождения, сохранения и развития традиционной духовной культуры в целом, в частности, бурятского народа в условиях диалога культур.