РЕЗЕРВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПРОБЛЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)
РЕЗЕРВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПРОБЛЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Под бюджетом принято понимать совокупность показателей финансово-хозяйственной деятельности государства за определенный промежуток времени. Как правило, данным временным промежуток считается год, а сам бюджет, принимаемый участниками бюджетного процесса, регулируется нормативно-правовым актом, таким как Бюджетный Кодекс
Бюджет государства – сложная системная единица, которая имеет свои структурные элементы. Вне зависимости от формы государственного устройства, можно выделить две части:
1.Доходная. Данная часть бюджета состоит из налоговых и неналоговых поступлений, которые собираются в консолидированном бюджете за год.
2.Расходная. Данная часть бюджета показывает основные направления расходования финансовых ресурсов государства. Как правило, здесь речь идет о бюджетной классификации расходов.
В современных условиях развития мировой экономики основными разновидностями бюджетной системы государства являются:
1.Бюджетная система унитарного государства. Унитарное государство является одной из самых простых форм государственного устройства. Именно поэтому, бюджетная система такого государства представлена двумя уровнями: государственным и местным.
2.Бюджетная система федеративного государства. Бюджетная система федеративного государства более сложное системное устройство, которое состоит из трех уровней: государственного, регионального и местного.
Доходы бюджета представляют совокупность налоговых и неналоговых поступлений в бюджет за определенный промежуток времени.
Все доходы бюджета принято подразделять на несколько групп:
- Общие доходы (текущие и капитальные)
- Полученные официальные трансферы (внутренние и внешние)
Помимо доходной части, важное место занимают и расходы бюджета. Под ними мы подразумеваем - совокупность направлений, на которые тратятся имеющиеся в распоряжении государства бюджетные средства. Все расходы бюджета принято подразделять на несколько групп:
- Обязательные, включающие в себя:
а. государственное управление
б. обеспечение правопорядка
в. содержание вооруженных сил
- Социальные, включающие в себя:
а. содержание нетрудоспособных и малоимущих
б. социально-культурные мероприятия
- Экономические, включающие в себя:
а. создание и содержание государственной инфраструктуры
б. финансирование государственных организаций
в. экономическое регулирование и контроль
Федеральные резервы - централизованные на федеральном уровне материальные и финансовые резервы, предназначенные для обеспечения предполагаемых и непредвиденных событий (стихийные бедствия, аварий техники, в т.ч. атомных электростанций, и др.).
Федеральные резервы стратегического и оперативного назначения выполняют разные функции: политического характера, социального (миграция населения и др.), хозяйственного. Федеральные резервы государства дополняются золотовалютными резервами, резервами децентрализованными - в ведомствах, у субъектов хозяйствования.
Финансовый резерв - денежные ресурсы, резервируемые государством для обеспечения непредвиденных расходов и специальных потребностей, в основном пиковых платежей по внешнему долгу. В 2002 г. на образование финансового резерва был направлен весь профицит бюджета в сумме 109,8 млрд. рублей.
Источников образования финансового резерва несколько. Во-первых, это свободные остатки средств на счетах Федерального Казначейства по состоянию на начало года; во-вторых, доходы от приватизации и продажи части государственных запасов; в-третьих, поступления от внешнеэкономической деятельности.
Средства финансового резерва не могут быть использованы на финансирование расходов бюджета, только на погашение государственного долга, а, в случае возникновения дефицита федерального бюджета, на замещение внутренних или внешних источников его финансирования.
В случае дефицита федерального бюджета и отсутствия иных источников его финансирования указанные ценные бумаги подлежат продаже, а вырученные средства направляются на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета
В условиях нестабильности мировой финансовой системы и всей глобальной экономики, финансовая система мировых стран, в том числе и РФ, испытывает серьезные трудности. Данные трудности обусловлены рядом проблем:
1.Кризис мировой финансовой системы;
2.Нестабильностью цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и т.д.
В этой связи, бюджетная политика РФ вынуждена адаптироваться под изменяющиеся условия, с целью сохранения баланса.
Согласно финансовым отчетам, за последние годы в бюджете РФ можно наблюдать дефицит.
В структуре доходной части бюджета РФ выделяют нефтегазовые и ненефтегазовые доходы бюджета.
Переходя к структуре нефтегазовых доходов, можно сказать, что в ней преобладают:
1.НДПИ;
2.Экспортные пошлины.
Тогда как, в структуре ненефтегазовых доходов основная доля бюджета приходится на НДС и акцизы.
Наряду с увеличением доходной части бюджета РФ можно наблюдать и рост расходной части. Расходы бюджета РФ строятся на так называемой «бюджетной классификации». В данной системе основными направлениями являются:
- Социальная политика;
- Национальная оборона и т.д.
Для анализа структуры и динамики резервов в бюджетной политике РФ необходимо обратиться к показателям золотовалютных резервов. Можно сказать, что в системе золотовалютных резервов РФ на долю резервных активов в иностранной валюте приходится более 80%.
Если же говорить о том, какая часть преобладает в структуре золотовалютных резервов РФ, то схематично ее можно отобразить на рисунке 11
Начиная с 01.02.2015г. объём Резервного фонда имел в целом постепенную тенденцию к снижению с несколькими небольшими подъёмами, в результате чего на 01.11.2016 его величина составила 1992 млрд. руб. Величина объёма ФНБ колебалась в диапазоне от 3946 до 5356 млрд. руб. и по состоянию на 01.11.2019. составила 4542 млрд. руб.
В целом, политика достаточно эффективна, однако стоит выделить ряд проблем, которые оказывают влияние на ее развитие:
1.Напряженность финансовой и политической сферы в мировом пространстве, которая проводит к нарушению стабильности не только национальных рынков страны, но и глобальных финансовых рынков;
2. Использование финансовых средств, находящихся в распоряжении финансовых органов страны по нецелевому назначению. Данное обстоятельство, в конечном счете, приводит к росту коррупции и активизации теневого бизнеса.
3.Антироссийские санкции, введенные в отношении РФ. Данные санкции приводят к затруднениям в развитии различных отраслей и секторов национальной экономики, и, как следствие, снижению макроэкономических показателей.
Стоит отметить и ряд негативных проблем, которые напрямую связаны с формированием объемов доходов бюджета РФ:
1.Падение уровня доходов населения. Согласно имеющимся данным, которые регулярно публикует Росстат, доходы населения РФ падают последние несколько лет.
2.Никзий уровень контроля за целевым использование финансовых средств, которые поступают в бюджеты и расходуются из него.
3.Падение волатильности рубля и рост инфляции. Здесь речь идет о том, что за последние годы можно наблюдать рост курса доллара и евро относительно рубля
Следствием вышеназванных негативных тенденций можно назвать увеличение долговых показателей в системе финансов РФ, которые схематично отображены в таблице 5
Безусловно, рост показателей финансовой неустойчивости РФ пагубно сказывается на различных отраслях и сферах национальной экономики, что в свою очередь приводит к:
1.падению курса национальной валюты. Российский рубль становится менее волатильным по отношению к мировым валютам, таким как доллар и евро;
2.слабое развитие малого и среднего бизнеса;
3.падение доходов населения;
4.социальная напряженность в обществе и т.д.
На основании проведенного исследования, можно сказать о том, что межбюджетное распределение денежных средств является важнейшим элементом в бюджетной системе Российской Федерации. Активное использование средств бюджета позволяет не только решить внешнеэкономические вопросы, но и регулировать социальную политику внутри страны.