Статья:

РЕЗЕРВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПРОБЛЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Василенко Е.А. РЕЗЕРВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПРОБЛЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 31(167). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/167/97817 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕЗЕРВЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПРОБЛЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Василенко Елизавета Александровна
студент Волгоградского государственного университета, РФ, г. Волгоград
Симаева Наталья Петровна
научный руководитель, канд. экон. наук, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

Под бюджетом принято понимать совокупность показателей финансово-хозяйственной деятельности государства за определенный промежуток времени. Как правило, данным временным промежуток считается год, а сам бюджет, принимаемый участниками бюджетного процесса, регулируется нормативно-правовым актом, таким как Бюджетный Кодекс

Бюджет государства – сложная системная единица, которая имеет свои структурные элементы. Вне зависимости от формы государственного устройства, можно выделить две части:

1.Доходная. Данная часть бюджета состоит из налоговых и неналоговых поступлений, которые собираются в консолидированном бюджете за год.

2.Расходная. Данная часть бюджета показывает основные направления расходования финансовых ресурсов государства. Как правило, здесь речь идет о бюджетной классификации расходов.

В современных условиях развития мировой экономики основными разновидностями бюджетной системы государства являются:

1.Бюджетная система унитарного государства. Унитарное государство является одной из самых простых форм государственного устройства. Именно поэтому, бюджетная система такого государства представлена двумя уровнями: государственным и местным.

2.Бюджетная система федеративного государства. Бюджетная система федеративного государства более сложное системное устройство, которое состоит из трех уровней: государственного, регионального и местного.

Доходы бюджета представляют совокупность налоговых и неналоговых поступлений в бюджет за определенный промежуток времени.

Все доходы бюджета принято подразделять на несколько групп:

  1. Общие доходы (текущие и капитальные)
  2. Полученные официальные трансферы (внутренние и внешние)

Помимо доходной части, важное место занимают и расходы бюджета. Под ними мы подразумеваем - совокупность направлений, на которые тратятся имеющиеся в распоряжении государства бюджетные средства. Все расходы бюджета принято подразделять на несколько групп:

  1. Обязательные, включающие в себя:

а. государственное управление

б. обеспечение правопорядка

в. содержание вооруженных сил

  1. Социальные, включающие в себя:

а. содержание нетрудоспособных и малоимущих

б. социально-культурные мероприятия

  1. Экономические, включающие в себя:

а. создание и содержание государственной инфраструктуры

б. финансирование государственных организаций

в. экономическое регулирование и контроль

Федеральные резервы - централизованные на федеральном уровне материальные и финансовые резервы, предназначенные для обеспечения предполагаемых и непредвиденных событий (стихийные бедствия, аварий техники, в т.ч. атомных электростанций, и др.).

Федеральные резервы стратегического и оперативного назначения выполняют разные функции: политического характера, социального (миграция населения и др.), хозяйственного. Федеральные резервы государства дополняются золотовалютными резервами, резервами децентрализованными - в ведомствах, у субъектов хозяйствования.

Финансовый резерв - денежные ресурсы, резервируемые государством для обеспечения непредвиденных расходов и специальных потребностей, в основном пиковых платежей по внешнему долгу. В 2002 г. на образование финансового резерва был направлен весь профицит бюджета в сумме 109,8 млрд. рублей.

Источников образования финансового резерва несколько. Во-первых, это свободные остатки средств на счетах Федерального Казначейства по состоянию на начало года; во-вторых, доходы от приватизации и продажи части государственных запасов; в-третьих, поступления от внешнеэкономической деятельности.

Средства финансового резерва не могут быть использованы на финансирование расходов бюджета, только на погашение государственного долга, а, в случае возникновения дефицита федерального бюджета, на замещение внутренних или внешних источников его финансирования.

В случае дефицита федерального бюджета и отсутствия иных источников его финансирования указанные ценные бумаги подлежат продаже, а вырученные средства направляются на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета

В условиях нестабильности мировой финансовой системы и всей глобальной экономики, финансовая система мировых стран, в том числе и РФ, испытывает серьезные трудности. Данные трудности обусловлены рядом проблем:

1.Кризис мировой финансовой системы;

2.Нестабильностью цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и т.д.

В этой связи, бюджетная политика РФ вынуждена адаптироваться под изменяющиеся условия, с целью сохранения баланса.

Согласно финансовым отчетам, за последние годы в бюджете РФ можно наблюдать дефицит.

В структуре доходной части бюджета РФ выделяют нефтегазовые и ненефтегазовые доходы бюджета.

Переходя к структуре нефтегазовых доходов, можно сказать, что в ней преобладают:

1.НДПИ;

2.Экспортные пошлины.

Тогда как, в структуре ненефтегазовых доходов основная доля бюджета приходится на НДС и акцизы.

Наряду с увеличением доходной части бюджета РФ можно наблюдать и рост расходной части. Расходы бюджета РФ строятся на так называемой «бюджетной классификации». В данной системе основными направлениями являются:

  1. Социальная политика;
  2. Национальная оборона и т.д.

Для анализа структуры и динамики резервов в бюджетной политике РФ необходимо обратиться к  показателям золотовалютных резервов. Можно сказать, что в системе золотовалютных резервов РФ на долю резервных активов в иностранной валюте приходится более 80%.

Если же говорить о том, какая часть преобладает в структуре золотовалютных резервов РФ, то схематично ее можно отобразить на рисунке 11

Начиная с 01.02.2015г. объём Резервного фонда имел в целом постепенную тенденцию к снижению с несколькими небольшими подъёмами, в результате чего на 01.11.2016 его величина составила 1992 млрд. руб. Величина объёма ФНБ колебалась в диапазоне от 3946 до 5356 млрд. руб. и по состоянию на 01.11.2019. составила 4542 млрд. руб.

В целом, политика достаточно эффективна, однако стоит выделить ряд проблем, которые оказывают влияние на ее развитие:

1.Напряженность финансовой и политической сферы в мировом пространстве, которая проводит к нарушению стабильности не только национальных рынков страны, но и глобальных финансовых рынков;

2. Использование финансовых средств, находящихся в распоряжении финансовых органов страны по нецелевому назначению. Данное обстоятельство, в конечном счете, приводит к росту коррупции и активизации теневого бизнеса.

3.Антироссийские санкции, введенные в отношении РФ. Данные санкции приводят к затруднениям в развитии различных отраслей и секторов национальной экономики, и, как следствие, снижению макроэкономических показателей.  

Стоит отметить и ряд негативных проблем, которые напрямую связаны с формированием объемов доходов бюджета РФ:

1.Падение уровня доходов населения. Согласно имеющимся данным, которые регулярно публикует Росстат, доходы населения РФ падают последние несколько лет.

2.Никзий уровень контроля за целевым использование финансовых средств, которые поступают в бюджеты и расходуются из него.

3.Падение волатильности рубля и рост инфляции. Здесь речь идет о том, что за последние годы можно наблюдать рост курса доллара и евро относительно рубля

Следствием вышеназванных негативных тенденций можно назвать увеличение долговых показателей в системе финансов РФ, которые схематично отображены в таблице 5

Безусловно, рост показателей финансовой неустойчивости РФ пагубно сказывается на различных отраслях и сферах национальной экономики, что в свою очередь приводит к:

1.падению курса национальной валюты. Российский рубль становится менее волатильным по отношению к мировым валютам, таким как доллар и евро;

2.слабое развитие малого и среднего бизнеса;

3.падение доходов населения;

4.социальная напряженность в обществе и т.д.

На основании проведенного исследования, можно сказать о том, что межбюджетное распределение денежных средств является важнейшим элементом в бюджетной системе Российской Федерации. Активное использование средств бюджета позволяет не только решить внешнеэкономические вопросы, но и регулировать социальную политику внутри страны.

 

Список литературы:
1. Абрамов А.О Россия в системе международных финансовых отношений // Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030701.65 Международные отношения / Москва - 2016. - 315c.
2. Альпидовская М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. - РнД: Феникс - 2017. - 411 c.
3. Анисимов А.А., Артемьев Н.В. Макроэкономика / А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев. – М.: Юнити - 2016. -  600 с.
4. Киселева Е.А. Макроэкономика. экспресс-курс / Е.А. Киселева. - М.: КноРус - 2018. - 544 c.
5. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: Учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. - М.: КноРус - 2018. - 608 c.
6. Миропольский Д. Макроэкономика. Стандарт третьего поколения / Д. Миропольский. - СПб.: Питер - 2018. - 368 c.
7. Найденова Е.М. Макроэкономика. курс лекций / Е.М. Найденова. - М.: КноРус - 2019. - 80 c.
8. Нуреев - Р.М. Макроэкономика: Практикум / Р.М. Нуреев, Р.М. Нуреев. - М.: Норма - 2018. - 608 c.
9. Симкина Л.Г. Макроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус - 2016. - 167 c.
10. Тарасов Д.Р. Финансы в условиях рынка // Бaнковcкое дело. -2016. - № 2. –С. 14-18.
11. Хромова Н.И. Денежно-кредитное регулирование [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.И. Парусимова, К.Ж. Садвокасова. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ - 2016. — 183 c. 
12. Хромова Н.И. Общая оценка текущего состояния мирового валютного рынка / И.Е. Попова // Научный альманах. – 2017. - № 4. – С. 224-227.
13. Цацин А.А. Анализ проведения валютных операций на мировом валютном рынке / А.А. Сатыбалдина // Статистика, учет и аудит. – 2017. - № 1. – С. 85-91.
14. Янкина И.А. Деньги, кредит, банки. Практикум: Учебник / И.А. Янкина. - М.: КноРус - 2015. - 190 c.
15. Яппаров Р.Л, Щепачева Е.Д. Роль финансовых институтов в развитии мировой экономики // В сборнике: Экономика. Государство и право. Научный поиск Сборник научных статей. - 2015.-  С. 26-31.