Статья:

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(167)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Щелкунова К.А. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 31(167). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/167/97852 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Щелкунова Ксения Андреевна
магистрант, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула
Филатова Юлия Михайловна
научный руководитель, канд. экон. наук доцент, Тульский государственный университет, РФ, г. Тула

 

Аннотация. В данной статье будут рассмотрены теоретические аспекты понятия «Конкурентоспособность региона».

Abstract. This article will consider the theoretical aspects of the concept of "Competitiveness of the region".

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, территориальная социально-экономическая единица, регион, муниципальное образование, муниципальная конкурентоспособность, конкурентоспособность территориальных субъектов, конкурентные позиции, конкурентные преимущества.

Keywords: competitiveness, territorial socio-economic unit, region, municipal formation, municipal competitiveness, competitiveness of territorial subjects, competitive positions, competitive advantages.

 

Современная экономическая реальность, и усиление кризисных явлений в период пандемии COVID-19, обошли своим вниманием такую экономическую систему, как муниципальное образование.

В настоящее время к проблемам конкурентоспособности муниципальных образований, относительно их финансовой деятельности, не проявляется соответственного интереса. Одной из центральных причин поверхностного изучения конкурентоспособности на муниципальном уровне формулируется в их экономической зависимости от федеральных и региональных субвенций. Кроме того, в современной науке нет универсального определения конкурентоспособности муниципального образования.

Так, понятие конкурентоспособность, относительно муниципальных образований, часто применяется как синоним интегральной оценки социально-экономического положения муниципалитета, что не раскрывает сути данного понятия, потому что социально-экономическое положение образования, можно оценивать и без связи с конкуренцией [1].

Итак, конкурентноспособность это многоаспектное понятие, захватывающее экономические, и социальные составляющие, развитие которых дает территории преимущества в конкурентной борьбе за ограниченные финансовые ресурсы.

И. Бегг сводит понимание конкурентоспособности муниципального образования к защите им своей доли рынка, и подчеркивает, что «способность муниципального образования конкурировать зависит от главных его «атрибутов», определяющих привлекательность муниципального образования как места размещения «городских действующих лиц», и от сильных и слабых сторон экономических агентов» [2].

В постановлениях администраций муниципальных образований в России конкурентоспособность территории определяется, как способность администрации территории использовать накопленный ее потенциал. Так же под муниципальной конкурентоспособностью понимается, способность муниципалитета производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие современным требованиям различных рынков, при этом поддерживая значительную устойчивую степень доходов населения, проживающего на данной территории. Это определение было разработано Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В широком смысле, муниципальная конкурентоспособность – это возможность в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно крупные доходы и уровень занятости населения [3].

Имеется еще одно широкое толкование конкурентоспособности муниципальных образованиях, как способность всех членов местного общества (органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, социальных групп, отдельных жителей и т.п.) избирать цели развития своего муниципального образования и стратегий для их достижения.

Главная специфическая особенность территориальной конкурентоспособности проявляется в невозможности ухода муниципалитета с рынка, даже в случае, если территория оказывается неконкурентоспособной. Так же, в случае неконкурентоспособности города происходит ухудшение благосостояния проживающего в нем населения, ужесточение условий для ведения бизнеса, снижение занятости населения и т.д., поэтому понятие «конкурентоспособность города» близится по значению к понятию «устойчивое развитие города» [2].

Итак, конкурентоспособность муниципального образования - это не только реализация потенциала территории для ведения конкурентной борьбы, и способность развивать этот потенциал в долгосрочном периоде с учетом мнения населения. Следовательно, конкурентоспособность муниципального образования - это способность территории в современных условиях конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и степень занятости населения, обеспечивая при этом возможность всех членов местного сообщества участвовать в определении целей развития муниципального образования и стратегии их достижения.

Одним из обязательных условий дальнейшего развития конкурентоспособности муниципальных образований является способность гармонизации противоречивых интересов всех субъектов муниципального образования в целях осуществления специфичных функций сторон, в решении задач стратегического и тактического характера для любого отдельного субъекта, обеспечивающих устойчивость экономического и социального развития территории, а также способствующих формированию стратегических преимуществ территории и росту уровня жизни населения.

Каждое муниципальное образование представляет собой единую, активную, открытую, сложную экономическую систему, а, значит, изучение конкурентных сил, воздействующих на развитие конкурентоспособности муниципалитета, выражается одним из центральных аспектов исследования муниципальной экономики.

Проанализируем признаки конкурентоспособности муниципального образования, как системы:

- разнообразие элементов, обеспечивающих конкурентоспособность муниципального образования (конкурентные преимущества и их источники, факторы и критерии оценки конкурентоспособности и др.);

- взаимосвязь между данными элементами, входящими в систему конкурентоспособности муниципального образования;

- единство, и иерархичность этих элементов;

- четкое управление конкурентоспособностью муниципального образования;

- присутствие центральной цели, достигаемой системой конкурентоспособности муниципального образования;

- взаимодействие муниципального образования с внешней средой. [50]

Специальное внимание при анализе вопросов конкурентоспособности муниципального образования уделяется исследования таких ее элементов, как конкурентные преимущества и позиции.

Конкурентные позиции муниципального образования, как системы – это совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных условиями и факторами, формирующими на определенной территории подходящее положение на соответственном конкурентном поле (рынок товаров и услуг, инвестиций).

Конкурентный потенциал муниципального образования, показывает присутствие определенного числа геополитических, экономических, социальных, культурных, и иных преимуществ, которые делают данную территорию более заманчивой для инвесторов, населения, туристов и др.

Под конкурентным потенциалом территории, как социально-экономической системы - это потенциал территориального субъекта за счет существующей совокупности разных конкурентных преимуществ, возможности притягивать и беречь вероятных «потребителей» на данной территории. Итак, конкурентные позиции и конкурентный потенциал на своей основе базируются на конкурентных преимуществах, относящихся к конкретной территории и служащие ядром для основания благоприятного положения на конкурентном поле с целью притягивания инвесторов, и т.п.

Конкурентные преимущества муниципального образования – это совокупность его характеристик, которые формируют определенные превосходства над прочими территориями [2].

Конкурентоспособность осуществится через конкурентные преимущества, которые делятся на базовые (или глубинные) и поверхностные (обеспечивающие) признаки конкурентоспособности территории. К базовым преимуществам относят природно-сырьевые ресурсы, трудовые кадры и их квалификацией, научный и управленческий персонал, производственную базу; к обеспечивающим относят предпринимательский климат, качество управленческого аппарата, цену рабочей силы, инфраструктуру территории [3].

Процесс управления конкурентными преимуществами муниципального образования является существенным условием в ускорении социально-экономической трансформации территории. При этом процесс развития конкуренции муниципальных образований имеет положительные и отрицательные результаты, содействуя росту одних муниципалитетов и уменьшению других.

Таким образом, овладение механизмами конкурентной борьбы территории делается объективно необходимым и может служить катализатором по активизации внутренних возможностей муниципального образования и добавочным фактором в обеспечении его стабильного развития. При этом оживленное развитие одних муниципальных образований положительно влияет на другие близ лежащие муниципалитеты, втягивая их в межмуниципальное партнерство.

 

Список литературы:
1. Новожилова Н.С. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона на примере Московской области // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – N.34. – С. 44-48.
2. Рзун И.Г., Старкова Н.О. Управление конкурентоспособностью региона//Вестник НГИЭИ, - 2016. - С.89-99.
3. Стасишина, Р.А. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования [Электронный ресурс] / Р.А. Стасишина // Проблемы современной экономики. – 2010. – N 2(34). – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3145