ВЕХИ ИСТОРИИ СВЯТОСТИ НА РУСИ В X-XV ВЕКАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(169)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(169)
ВЕХИ ИСТОРИИ СВЯТОСТИ НА РУСИ В X-XV ВЕКАХ
Проблема изучения истории святости на Руси ставит перед людьми вопросы об их предназначении в системе возрождения христианства и национальной святости. В решении данной проблемы видят не только «небесных покровителей святой и грешной России»: в них мы видим наш собственный духовный путь. «Здесь путь для всех, отмеченный вехами героического подвижничества немногих» [1, стр.18]. Образ святых дарит надежду на жизнь и искупление. Современная культура находит свое отражение в религии, как и во все предыдущие периоды существования человечества.
Целью данного исследования является составление собирательного образа святой Руси через рассмотрение жития значимых личностей духовенства X-XVвеков.
Первыми святыми страстотерпцами являются Борис и Глеб. Память об их смерти была зовом совести в междоусобных войнах, не урегулированных правами, а лишь очерченными идеей родового старшинства.
Вторым святым, канонизированным Русской церковью и ставший первым ее преподобным, стал Феодосий Печерский. Феодосия Печерского считают отцом русского монашеств. Именно он поставил кельи над пещерой.
Сущность верования Феодосия заключается в отказе от большинства материальных благ, которые впитавших алчность и своеволие, перевоплощающихся во «вражескую часть» [1, стр.46]. Феодосий Печерский ставит перед собой цель просвещать и направлять князей, но не как право имеющий, а как воплощение силы Христовой. Преподобный строит дом для больных и нищих, который существует за счет подаяний людей небезразличных.
Русь учится быть не только жертвой, оплачивающей смерти и отдающей себя за народ, но и спасительницей своего народа. Она учится давать надежду и отдавать «лишнее» во благо нуждающихся, но в тоже время постоять за себя.
После смерти Феодосия, система духовенства становится более контрастной, рядом сосуществуют богатство и бедность. на фоне своеволия других люди совершают благородные дела.
Но остаются и верные учению первого преподобного – Никола Святослав. Первый князь-инок на Руси. Его жизнь проходит в труде и молитве. Все средства он отправлял на помощь бедным и жертвует на постройку храмов. Прохор Лебедник (свое прозвище является нарицательным от изобретенной им формы постничества – употребление в пищу хлеба из лебеды). Его хлеб спасает людей от голода и нужды в трудные времена.
Русь по-прежнему находится на ступени «помощи нуждающимся». Но уже в образцах близких к Феодосию Агапита (агапит – «безмездный» врач) и Григория Чудотворца проглядываются новые черты русской святости. Если житие Агапита сводится к описанию его противостоянию врачу-армянину, то житие Георгия Чудотворца имеет совершенно иное напутствие. Главный его подвиг – молитва. Молитва помогает Агапиту обрести дар чудотворения. Но чудотворения заключаются не только в излечении больных, но и в наказании виновных в деяниях не богоугодных. Святой не определяет смерть людей, а предсказывает ее. Так, святой, оскорбленный детьми князя Ростислава Всеволодовича, пророчит им: «Все вы в воде и умрете, и с князем вашим» [2, стр.149]. Князь же в последующем погибает, утонув в реке.
Русь не только спасает своих людей, но и учится возмездию. Показывая, что за все свои поступки и действия все же приходится отвечать.
Совершенно с другой стороны можно рассмотреть смысл религиозного познания со святыми затворниками. Исаакий живет обособленно. Одет он в сырую козью шкуру и живет в крошечной пещере. Но в таких условиях его разумом завладевает бес, явившийся в образе ангела. Через два года, после пришествия демона, принимает на себя первый на Руси подвиг юродства. Прокопий Устюжский - первый настоящий юродивый на Руси. Джайлс Флетчер пишет: «Кроме монахов, русский народ чтит блаженных, и вот почему: блаженные, подобно паскилям, указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет» [3, стр. 101]. Юродивых относят к особой группе людей. Их считают пророками.
В житие Пимена Многоболезненного отображена идея сочувствия и наказания нерадивых монахов. Русь осознает высокую оценку страдания и очистительной силы.
Достаточно большая часть князей являлась святыми. Именно правители должны дать пример язычникам в вере и оказать поддержу формирующейся религии (князь Владимир, княгиня Ольга, князь Константин). Вторая часть - князя-иноки. Они отрекаются от земного богатства и посвящают жизнь служению Богу. О первом князе-иноке мы говорили ранее. Третья часть - это князья убиенные. Татарское иго создало условия для мученичества за Христа. Примером является подвиг князя Романа Олеговича, принявшего мученическую смерть в Орде. Данный пример показывает, что князья, как и обычный народ, страдают, терпят лишения, погибают за свою веру.
Следующая группа чтимых просветителей Руси - святители. В наибольшей полноте идеал святителя раскрыт в житиях святого Евфимия. Здесь присутствуют типичные черты русского святителя. Во-первых, щедрая милостыня. Во-вторых, храмостроительство. В-третьих, строго отношение к поступкам богатых и сильных. Но все же, призвание святителя – это просвещение язычников.
Следует отметить Петра, Алексия и Иона. Основной заслугой Святого Петра можно считать строительство Успенского собора. Алексий прославлен переводом Евангелия с греческого языка. Ион взял на себя посредничество между Василием Темным и Дмитрием Шемякой. В 1451 г. он поддерживает словом божьим народ и пророчит освобождение Руси от монгольского ига. Во времена Иона фактически установлена русская автокефалия.
В контексте святителей Коми земли, необходимо упомянуть о Стефане Пермском. Стефан создал условия для крещения и просвещения одного из северных народов. Святитель создал зырянскую письменность, в основу которой легли местные руны. Вера коми-пермян не смогла выстоять в столкновении с культурно-миссионерским трудом Стефана Пермского.
Говоря о формировании святости Руси нельзя не вспомнить о Сергее Радонежском. Он основывает новый вид подвижничества – пустынножительное иночество.
Русь увековечивает свою память в роскошных храмах, стремится возвысить авторитет духовной власти. Гражданское значение епископа – это зародыш теократии, к которому наиболее близко находился общественный строй Новгорода того времени. Но для немногих святителей их работа осталась делом жизни. Они совершают подвиг во имя оцерквления Руси.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что каким бы трудным не был путь Руси к оцерквлению, она прошла его успешно. Люди погибали ради веры. Революция, сжигающая в огне грехи Руси, вызвала пробуждение святости: святость мучеников, исповедников, духовных подвижников в миру. Придет время, когда именно вера снова станет основным направлением деятельности для народа русского. В нужный момент она поможет ему найти путь для дальнейшего движения.