Статья:

ЛИСТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Ф. ЛИСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(170)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Ян Л. ЛИСТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Ф. ЛИСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 34(170). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/170/98877 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛИСТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Ф. ЛИСТА

Ян Лю
студент, Институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет ИМ. А. И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Творчество Листа – это, безусловно, новый шаг в развитии классической музыки, внутренне противоречивая и в то же время глубокая, смелая, прогрессивная деятельность. Он один из основоположников венгерской национальной музыки и вместе с тем композитор мирового уровня. Его наследие как композитора и автора «транскрипций» огромно, оно включает около 1300 произведений.  Исследователь его творчества О. Левашёва пишет: «Венгр по национальности, воспитанник венской классической школы в детские годы, француз по всем условиям формирования своей личности, великий новатор в немецкой музыке, ближайший соратник Вагнера, а в поздние годы – уникальный по своей духовной сущности представитель католической церкви, он принадлежит миру» [12, с. 6].

.Листом-композитором создан новый вид симфонической музыки – одночастная симфоническая поэма (примеры – «Прелюды», «Орфей», «Идеалы»). Этот жанр, как он считал, должен был как бы «пересказывать», выражать музыкальными средствами содержание произведений литературы, а также изобразительных искусств. Единства композиции он достигал использованием лейтмотивов (так называемых лейттем). Лист сформировал структуру «одночастно-циклической» формы, намеченную ещё Шуманом и Шопеном, пойдя дальше предшественников.  Он внёс вклад в развитие рапсодии, для разных составов с участием солистов, хора и оркестра сочинил несколько месс, псалмов, ораторий. Ему удалось обновить само содержание музыки на основе принципов гуманизма, просветительства в форме, гармонии, композиции, формы, фактуры, мелодики, расширить возможности фортепиано, достичь вершин виртуозности. Русский музыкальный критик В. Стасов говорил, что «после Листа для фортепиано стало возможно всё».

Лист как исполнитель-виртуоз развивал импровизацию, романтическую приподнятость чувства, частую смену настроений, экспрессивную мелодику. Он поддерживал передовых композиторов своего времени: Шопена, Вагнера, Грига, Сметану, Альбениса.

Известно, что Лист был сторонником синтеза искусств, как и Вагнер. В 1850-е гг. он утверждал: время «чистых искусств» пришло к концу, необходимо искать общее в области музыки, живописи, архитектуры, литературы. Лист создаёт такие программные произведения, как «Обручение» (по полотну Рафаэля), «Мыслитель» (по знаменитой скульптуре Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и др. Он верил в беспредельную силу искусства, возможности его влияния на широкие массы людей, роль в борьбе со злом. На этом была основана его педагогическая, просветительская деятельность.

В целом Лист в своё время внёс огромный вклад в музыкальную педагогику. В Веймар к нему специально приезжали пианисты из разных стран Европы. В собственном доме, где был специальный   зал, Лист давал приезжим открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. В числе других известных современников его посетили А. П. Бородин, А.И. Зилоти и Эжен д’Альбер. Уроки игры на фортепиано Лист старался делать увлекательными, значительными по содержанию, обсуждал с учениками и коллегами разные вопросы науки, искусства, философии, эмоционально читал стихи. Это были глубокие мастер-классы, и каждый посетивших их, не мог забыть то, что слышал и видел.

Современные музыковеды считают, что именно Лист стал  родоначальником «мастер-класса» формы совершенствования профессионального мастерства музыкантов (его первым мастер-классом считается занятие в Веймаре в 1869 г.).  Как для Шопена и Шумана, для Листа в композиторской деятельности на первом месте было сольное фортепиано. Яркий пример сольной игры – «Грёзы любви» («Liebestraum»). Особую роль в истории фортепианной музыки сыграли его «Венгерские рапсодии» с вариациями цыганско-мадьярских напевов.  Лист сочинил больше 60 песен и романсов для голоса и фортепиано, несколько органных сочинений, фантазий, фуг. Среди его транскрипций есть фортепианные переложения и симфоний Бетховена, и фрагментов произведений Баха, Берлиоза, Беллини, Вагнера, Глинки, Верди, Гуно, Мейербера, Моцарта, Мендельсона, Паганини, Сен-Санса, Россини, Шопена, Шумана, Шуберта и др.

Оценки творческого наследия Листа композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Но необходимо признать, что в любом случае бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка XXI века. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в XX в. Лист и Вагнер были приверженцами идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения в творчестве и в этом тоже предвосхищали будущее, наше время.

 

Список литературы:
1. Электронный ресурс https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/ferents-list