ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(170)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(170)
ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Аннотация. В статье рассмотрены виды ответственности за налоговые правонарушения, опыт стран ЕС.
Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговая ответственность.
Налоги – это важные элементы экономических отношений, которые формируют доходную часть бюджетов различных уровней. Но некоторые налогоплательщики находят всевозможные пути уклонения от уплаты налогов или снижения их размера.
Несмотря на многочисленные изменения в российское законодательство, количество административных правонарушений в налоговой сфере остается большим.
Рассмотренных дел за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе за 2020 г. составило в количестве 420 единиц ( в 2019 г.- 566 ед.), Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации- 72 ед., (в 2019 г. – 56 ед.), Нарушение сроков представления налоговой декларации - 198 733 ед. ( в 2019 г.- 266 915 ед.), Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля в 2020 г. - 170 232 ед. (в 2019 г.- 218 904 ед.). [1]
На сегодняшний день большую роль в экономической системе как для формирования бюджета каждой из стран, тaк и для урегулировaния кризисной экономики игрaют налоги, которые связaнны с междунaродными торговыми экспортaми, которые заключaются в осуществлении различных функций, а также в контроле за уровнем потребления различной продукции, в том числе и алкогольной, поставки товаров, оказания услуг, имеют огромное значение. [2]
COVID-2019 дал серьезные сбои в экономике всех стран, и ее восстановление для дальнейшего развития, в том числе в области финансов, представляется одно из приоритетных задаче всех стран.
Для стабилизации экономики необходимы значительные перемены российской национальной налоговой системы. Для изменения этого, для обеспечения стабилизации экономики. Внутреннего валового продукта, в современных условиях внутренних процессов необходимо, как и налоговое регулирование налогов и сборов, так и заимствование иной структуры налоговых систем иностранных государств, как из стран СНГ, и из стран дальнего зарубежья.
На сегодняшний момент для улучшения налогового администрирования необходимы ввести на законодательном уровне новые формы и новейшие методы контроля поступления налогов в казну государства со стороны налоговых органов. В связи с необходимость таких реформ утвердилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг, который позволяет выявить ошибки налогоплательщика и помочь их исправить [3]
Налоговый мониторинг как вид налогового контроля уже утвердился и прекрасно функционирует во множествах иностранных государствах. Например, в Нидерландах он был введен в законодательство в 2005 году и изначально позиционировался как институт налогового контроля над крупными предприятиями и корпорациями: органы, осуществляющие налоговую деятельность не делают запрос первичной бухгалтерской документации по проведённым операциям у организаций. Так же, мониторинг стал внедряться и осуществляться в таких странах, как Израиль, Голландия, США, Швеции. В данных странах на первое место в налоговом мониторе проверяется законодательность и правомерность налогообложения таких операций по результатам работы внутреннего контроля самой компании. [4]
В рамках данного вопрос следует рассмотреть и изучить опыт правового регулирования ответственности за налоговые правонарушения в странах Европейского Союза.
Основной главенствующей чертой общего европейский подхода в сфере налогообложения характеризуется гуманным и демократичным отношением к гражданам, совершающих правонарушения. Так мы можем наблюдать декриминализацию для некоторых санкций европейского законодательства в сфере налоговых правонарушений, а сами уголовные санкции в таких моментах часто заменяет система платежей (доплат к налогам), которые подлежат взысканию не судами, а иными органами.
Рассмотрим Францию. Основной законодательный акт Франции, устанавливающий ответственность за налоговые преступления - Общий кодекс о налогах.
В данном акте законодателем Франции выделяют материальные и процессуальные нормы налогового права. Вопросы налоговой ответственности за такие правонарушения регулируются актом «Взимание налогов». Данный процессуальный акт включается в состав Общего кодекса о налогах, и регламентирует ряд вопросов, связанных с установлением налогового правонарушения, и его расследованием. Данный кодекс устанавливает уголовную ответственность за различные действия, совершенные в частности, путем обмана, направленные на сокрытие, к примеру, бухгалтерских данных.
Рассмотрим налоговую систему ФРГ. В данной стране основным налогового права является Положение о налогах. В данном законодательном акте содержатся нормы материального уголовного права, и регулируется вопросы уголовного процесса по делам о налоговых преступлениях. На основании этого акта можно сделать вывод о том, что к налоговым преступлениям ФРГ применяются общие нормы и принципы уголовного законодательства данной страны.
Однако, есть и иной законодательный акт, определяющий ответственность за налоговые преступления и налоговые проступки - это Налоговый кодекс Германии, в том время как уголовный кодекс практически не содержит норм об ответственности за налоговые преступления. Исключение составляют нормы, устанавливающие наказание за подделку знаков уплаты пошлины и разглашение налоговой тайны. Данное преступление является тяжким на территории ФРГ.
Законодатель ФРГ узаконил процессуальную форму разрешения проблемы конкуренции уголовно-правовых норм Налогового кодекса и УК ФРГ. [5]
Рассмотрим Кипр. Основной закон данной страны устанавливает как принцип законодательного установленного налога, однако в то же время уделяет весомое внимание сбору в казну местных налогов и сборов. На конституционном уровне Кирпа закрепляется, что уплата муниципальных налогов, а так же налогов на недвижимость, и иных сборов может возлагаться только на то лицо, которое принадлежит к соответствующей Общине. Исключение составляют рыночные сборы, сборы со зрелищ, сборы за услуги.
Таким образом, Община является важным связующим налоговым звеном.
Рассмотрим Княжество Лихтенштейн, которая в своей Конституции отдельно выделяет и закрепляет обязанности государства в сфере налогообложения и сборов. Таким образом, на государство возлагается основная задача по повышению финансового положения казны путем открытия новых источников доходов. Но, нем не менее, Княжество Лихтенштейн обязано обеспечивать справедливое налогообложение для своих подданных на всей территории, освобождая от уплаты фискальных платежей лиц, получающих минимальные доходы (или минимальную оплату труда), необходимые для проживания, и устанавливая гуманные ставки в отношении крупных имуществ(аналог нашему налогу «на роскошь») и доходов.
Говоря о странах СНГ, стоит отметить, что с 1 января 2012 г. на территории трех стран участниц Таможенного союза ЕврАзЭС стало действовать единое экономическое пространство, которое было сформированно для создания условий развития экономик государств-участников, что в последующим должно существенно влиять на повышение экономической составляющей населения. В полной мере интеграционные соглашения единого экономического пространства начали работать с июля 2012 г. На сегодняшний день в данное пространство вступила Республика Армения, Казахстан. [6]
Отметим важный принцип во всех странах: практически все конституции закрепляют принцип налогообложения — принцип установления налогов и сборов исключительно законом. [7]
Что касается налоговой системы стран СНГ основным важным выводом постсоветского периода с 2000 годов стало создание законодательных условий для плавного, но качественного развития взаимовыгодного сотрудничества всех стран-участников СНГ, отвечающего внутренним интересам каждого из такого государства. К результатам, которые благотворно повлияли на экономику стран можно отнести качественное реформаторское проведение ряда реформ как в социальной, так и во внутренней экономической сфере, что благотворно сказалось на укрепление экономики стран СНГ. За этот период стали укрепляться гражданско-правовые взаимоотношения в сфере торговли.
Во всех участниках СНГ в условиях реформирования рыночных методов налоговая система претерпела весьма логические изменения. Основой реформ послужило в конечном итоге снижение общего уровня налогов в ряде стран СНГ, изменение их структуры в сторону, введение % увеличения упрощённой налоговой системы для ряда организаций таких государств, в некоторых странах был принят новый Налоговый кодекс. Так, например в Беларуси количество налогов сократилось с 82 до 10. В России в период кризиса к 2007 г. количество налогов уменьшено с 52 до 14. В Таджикистане так же сократилось число налогов и сборов, что положительно сказывается на эконмической стороне граждан [8] Прогресс в сфере налогообложение, с одной стороны, может создать условия, которые способствуют росту государственных инвестиций, увеличению качества предпринимательской деятельности, а с другой, позволит ограничить доходы на приобретение предметов роскоши, элитной
недвижимости и престижное потребление, т.е. непроизводственные расходы. [8]
Что касается ЕАЭС, то тут мы можем замечать затруднения, связаны в большей степени со спецификой НДС и акцизов, из-за которых возникают экономические препятствия для развития экономики всего союза в целом.
Также стоит отметить, что если организация производит реализацию товаров, работ, услуг как на территории своей страны, так и за рубежом, то необходимо разграничение «входного» НДС. Однако тут мы можем рассмотреть проблему нечеткой законодательной нормативной базы, которая бы регулировала смежные сложные возникающие вопросы специфики осуществления раздельного учета НДС при экспорте, На сегодняшний день в соглашении содержится принцип о том, что страны должны закрепить раздельный учет НДС при осуществлении вышеуказанных экспортных операций. По этой причине каждый экспортер детерминирует и закрепляет в своих правовых актах особенную модель ведения такого рода операций и учета. [9]
На сегодняшний день стоит вопрос об единой унификации ключевых ставок по НДС в странах данного союза.
Существует мнение, что включение данного элемента будет активно урегулировать экспорт и импорт в ЕАЭС.
Так, например, при сохраняющейся довольно невысокой покупательской способности населения в Киргизии и Казахстане стремительное увеличение ставки НДС с 12% вплоть до 20% вызывает огромные риски, в соответствии с чем, более закономерным и целесообразным выглядит поэтапное повышение ставки (за период 10-15 лет) до уровня не ниже 18-20%. [9]
Следует отметить, что страны-содружества ЕАЭС активно обсуждают все кризисные моменты, происходящие в мире.
Так, 01 октября 2020 г. прошел международный круглый стол "ЕАЭС в условиях пандемии COVID: реалии, проблемы и перспективы интеграции".
Было отмечено, что с самого начала пандемии все страны-участники органы содействовали поддержанию экономической стабильности в меру своих возможностей, и что равная представленность в комиссии и органах союза позволяют соблюдaть все интересы государств-членов, а сама общность таких экономических интересов – находить взаимовыгодные решения в самых сложных ситуациях, таких, нaпример, как пандемия COVID-2019.
Так же отмечалось, что в союз был изначально построен на крепких исторических торгово-экономических, культурно-гуманитарных уважительных отношениях между странами, каждое государство которое в этом союзе имеет безумалительные права с соблюдением международных принципов территориальной целостности. Благодаря взаимоуважению, международным экономическим принципам в полной мере поддерживает и развивается баланс интересов всех стран, вне зависимости от состояния экономической системы каждой из них.
На данном столе прозвучала и закрепилась информация о том, что "с самого начала всемирной пандемии органы союза содействуют поддержанию экономической стабильности на пространстве Союза. Был проведен пример, согласно которому Евразийский фонд стабилизации и развития, Кыргызская Республика получила 100 млн долларов США на весьма экономически целесообразных условиях по льготным ставкам, а проблемы современного нелегкого периода помогают союзу выработать концепцию на перспективу. Так был разработан проект Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, в котором особое внимание уделяется новым формам сотрудничества, опирающимся на научно-техническое развитие, поддержание финансово-экономической стабильности и эффективной занятости. [10]
Таким образом, на основании анализа актов зарубежных стран, устанавливающих ответственность за налоговые правонарушения, следует заметить, что в практике западных стран можно встретить немало важного и полезного, например, гуманность по отношению к правонарушителям, и, акцент в ряде штрафов лежит не в области уголовного, а в области налогового права, что позволяет гражданам зарубежных стран доложить налоги в казну, и, избежать судимости за проступки.
Анализ зарубежного законодательства может дать размышление для применения практики, и используя опыт ЕС в целях улучшения правового регулирования ответственности за налоговые правонарушения в своей стране, обязательно следует учитывать российскую специфику состояния экономики.