Статья:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Галактионова В.С. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99648 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Галактионова Виктория Сергеевна
студент, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Козырева Ксения Сергеевна
научный руководитель, канд. геогр. наук, доцент кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и технологий, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

В современном, информационном обществе важно научить обучающихся критически воспринимать поступающую информацию. За меру информации обычно принимают текст – законченное мысленное высказывание, которое излагается в устной или письменной форме.

Литературная научная энциклопедия терминов и понятий определяет «текст» как письменную либо печатную фиксацию речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации [4].

В географии текст может иметь не только словестное выражение, но и включать визуальные изображения, диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики [2].

Географические тексты близки к тексту научного объяснения и могут включать теорию, объяснение, описания, методологию. Теория представлена формулировками научных понятий, принципов, мировоззренческих идей, обобщающих выводов. Объяснительный материал призван раскрыть географические связи (например, между отдельными компонентами внутри природных и территориально-производственных комплексов), объяснить факторы размещения производительных сил, особенности воспроизводства населения, причины возникновения природных явлений или процессов, географические закономерности климата, гидрографической сети и др. Традиционным для географических текстов остаются описания и характеристики объектов и явлений природы, населенных пунктов, отраслей и производств, стран и регионов.

Чтение – является основным способом работы с географическими текстами. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования установлено, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать смысловое чтение (п.10, пп.8)[5].

Смысловое (продуктивное) чтение представляет собой такой вид чтения, при котором читающий понимает смысловое содержание текста. Это значит не просто прочесть текст, а также оценить полученную информацию, отреагировать на её содержание [1].

Для формирования смыслового чтения на уроках географии бывает недостаточно традиционных приемов работы с текстом, таких как чтение и пересказ, деление текста на смысловые блоки, составление плана по тексту, поиск доказательств, составление опорного конспекта, поиск географических объектов и нанесение их на контурную карту и др. Поэтому главная задача методики обучения смысловому чтению заключается в оптимизации приемов понимания текста, в результате чего появляются новые, инновационные приемы работы с текстом (Таблица). Они позволяют быстро менять форму работы с обучающимися, привлекать и удерживать их внимание.

Таблица

Традиционные и инновационные приемы работы с текстом

Традиционные приемы работы с текстом

Инновационные приемы работы с текстом

Примеры заданий по курсу географии

Чтение и пересказ

Чтение с пометками (INSERT), чтение с остановками, путешествие по содержанию, чтение про себя с вопросами и т.д.

Тема «Хозяйственная деятельность человека и ее последствия», 7 класс

Задание: Прочитайте текст, делая на полях текста пометки:

V – уже знал;

+ - новая информация;

- - не согласен;

? – не вполне понятно.

Деление текста на смысловые блоки, выделение главного

Фишбоун («рыбья кость»), логическая цепочка, кластер

Тема «Атмосфера», 6 класс

Задание: Прочитайте текст, выделите главные мысли, составьте структурно-логическую схему (кластер)

Составление плана по тексту, составление опорного конспекта

Карта осмысления и запоминания событий, резюме

Задание: прочитайте текст, выделите главные основные мысли прочитанного, составьте резюме текста (1 – 2 предложения).

 

Работа с понятиями

Глоссарий, синквейн

Синквейн по теме «Климат», 6 класс

Климат

Континентальный, морской

Зависит, влияет, формирует

Воздушные массы

Погода

Нахождение географических объектов и нанесение их на контурную карту

Составление картографического конспекта по тексту

Тема «Население Африки», 7 класс

Задание: Причитать текст. На контурную карту нанести информацию, что вы получили благодаря прочтению текста. Сравнить с картой атласа, сделать вывод.

Нахождение в тексте ответов на вопросы

Знакомство с заголовком, «Батарея вопросов», «Толстый» и «тонкий» вопросы, «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума»,

Тема «Человек и мир камня», 5 класс

Задание: Прочитайте заголовок параграфа «Человек и мир камня» и выскажите предположение, о чем может говориться в тексте с таким названием.

Прочтите параграф и подтвердите свои предположения.

Нахождение доказательств

Поставь проблему – предложи решение

Тема «Мировой океан», 7 класс

Задание: Прочитайте текст и сформулируйте проблему, о которой идет речь и предложите решение этой проблемы.

 

Инновационные приемы работы с текстом обеспечивают полное понимание обучающимися содержания текста, поскольку происходит осмысление полученной из текста новой информации и ее соотношения с уже имеющимися знаниями и умениями. В результате формируется метапредметный навык смыслового чтения. Однако такая работа требует систематичности как на уроке, так и дома.

Таким образом, применение инновационных приёмов работы с тестом способствует формированию у обучающихся навыков переработки информации, её изложения в устном и письменном виде, владения специальными терминами. Это обеспечивает реализацию требований стандарта, стимулирует познавательную и творческую деятельность обучающихся, делает процесс обучения более интересным и доступным.

 

Список литературы:
1. Большаков А.П. Смысловое чтение. Основы смыслового чтения и работа с текстом 7-9 классы. География. – Волгоград: Учитель, 2014. – 115с.
2. Воронцова Л.И. Организация работы с текстом на уроках географии [Электронный ресурс] – Режим доступа: 6.pdf (eduportal44.ru) – 02.11.2021
3. Добротина И.Н. Формирование предметных и метапредметных компетенций: виды работы с учебно-научным текстом на уроке географии // География в школе – 2018 – № 8 – С.28-32.
4. Литературная научная энциклопедия терминов и понятий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://detective.gumer.info/etc/litslovar-2.html - 22.05.2021.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011 - (Стандарты второго поколения) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru – 30.10.2021