ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В современном, информационном обществе важно научить обучающихся критически воспринимать поступающую информацию. За меру информации обычно принимают текст – законченное мысленное высказывание, которое излагается в устной или письменной форме.
Литературная научная энциклопедия терминов и понятий определяет «текст» как письменную либо печатную фиксацию речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации [4].
В географии текст может иметь не только словестное выражение, но и включать визуальные изображения, диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики [2].
Географические тексты близки к тексту научного объяснения и могут включать теорию, объяснение, описания, методологию. Теория представлена формулировками научных понятий, принципов, мировоззренческих идей, обобщающих выводов. Объяснительный материал призван раскрыть географические связи (например, между отдельными компонентами внутри природных и территориально-производственных комплексов), объяснить факторы размещения производительных сил, особенности воспроизводства населения, причины возникновения природных явлений или процессов, географические закономерности климата, гидрографической сети и др. Традиционным для географических текстов остаются описания и характеристики объектов и явлений природы, населенных пунктов, отраслей и производств, стран и регионов.
Чтение – является основным способом работы с географическими текстами. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования установлено, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать смысловое чтение (п.10, пп.8)[5].
Смысловое (продуктивное) чтение представляет собой такой вид чтения, при котором читающий понимает смысловое содержание текста. Это значит не просто прочесть текст, а также оценить полученную информацию, отреагировать на её содержание [1].
Для формирования смыслового чтения на уроках географии бывает недостаточно традиционных приемов работы с текстом, таких как чтение и пересказ, деление текста на смысловые блоки, составление плана по тексту, поиск доказательств, составление опорного конспекта, поиск географических объектов и нанесение их на контурную карту и др. Поэтому главная задача методики обучения смысловому чтению заключается в оптимизации приемов понимания текста, в результате чего появляются новые, инновационные приемы работы с текстом (Таблица). Они позволяют быстро менять форму работы с обучающимися, привлекать и удерживать их внимание.
Таблица
Традиционные и инновационные приемы работы с текстом
Традиционные приемы работы с текстом |
Инновационные приемы работы с текстом |
Примеры заданий по курсу географии |
Чтение и пересказ |
Чтение с пометками (INSERT), чтение с остановками, путешествие по содержанию, чтение про себя с вопросами и т.д. |
Тема «Хозяйственная деятельность человека и ее последствия», 7 класс Задание: Прочитайте текст, делая на полях текста пометки: V – уже знал; + - новая информация; - - не согласен; ? – не вполне понятно. |
Деление текста на смысловые блоки, выделение главного |
Фишбоун («рыбья кость»), логическая цепочка, кластер |
Тема «Атмосфера», 6 класс Задание: Прочитайте текст, выделите главные мысли, составьте структурно-логическую схему (кластер) |
Составление плана по тексту, составление опорного конспекта |
Карта осмысления и запоминания событий, резюме |
Задание: прочитайте текст, выделите главные основные мысли прочитанного, составьте резюме текста (1 – 2 предложения).
|
Работа с понятиями |
Глоссарий, синквейн |
Синквейн по теме «Климат», 6 класс Климат Континентальный, морской Зависит, влияет, формирует Воздушные массы Погода |
Нахождение географических объектов и нанесение их на контурную карту |
Составление картографического конспекта по тексту |
Тема «Население Африки», 7 класс Задание: Причитать текст. На контурную карту нанести информацию, что вы получили благодаря прочтению текста. Сравнить с картой атласа, сделать вывод. |
Нахождение в тексте ответов на вопросы |
Знакомство с заголовком, «Батарея вопросов», «Толстый» и «тонкий» вопросы, «Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума», |
Тема «Человек и мир камня», 5 класс Задание: Прочитайте заголовок параграфа «Человек и мир камня» и выскажите предположение, о чем может говориться в тексте с таким названием. Прочтите параграф и подтвердите свои предположения. |
Нахождение доказательств |
Поставь проблему – предложи решение |
Тема «Мировой океан», 7 класс Задание: Прочитайте текст и сформулируйте проблему, о которой идет речь и предложите решение этой проблемы. |
Инновационные приемы работы с текстом обеспечивают полное понимание обучающимися содержания текста, поскольку происходит осмысление полученной из текста новой информации и ее соотношения с уже имеющимися знаниями и умениями. В результате формируется метапредметный навык смыслового чтения. Однако такая работа требует систематичности как на уроке, так и дома.
Таким образом, применение инновационных приёмов работы с тестом способствует формированию у обучающихся навыков переработки информации, её изложения в устном и письменном виде, владения специальными терминами. Это обеспечивает реализацию требований стандарта, стимулирует познавательную и творческую деятельность обучающихся, делает процесс обучения более интересным и доступным.