ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Системно-деятельностный подход имеет психологические основания. Л.С. Выготский и его ученики и последователи А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др. определяют в качестве движущей силы развития личности ребенка стремление познать действительность, овладеть ею. Таким образом, ребёнок осваивает культурно-исторический опыт через организованное обучение и деятельность. Всё это возможно только под руководством педагогов, обеспечивающих сопровождение ребёнку, поддержку. Именно поэтому в современном стандарте образования предъявляются высокие требования к профессиональному уровню педагога, а родители рассматриваются как партнёры, что обеспечивает личные достижения каждого ребёнка
Системно-деятельностный подход обеспечивает реализацию принципа системности, принципа интеграции образовательных областей. Системно-деятельностный подход реализуется через организацию различных видов деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения основной образовательной программы и решения конкретных воспитательно-образовательных задач. Организуя образовательный процесс в системе и в деятельности, педагог выступает в роли старшего друга, партнёра, помощника, организатора. Важнейшая задача педагога — побуждать, поддерживать интерес учеников, желание познавать окружающий мир, участвовать в различных видах деятельности. Успешной реализации системно-деятельностного подхода способствует чёткое планирование образовательного процесса, а именно комплексно-тематическое планирование [5].
Тематика комплексно-тематического планирования соответствует содержанию основной образовательной программы в соответствии с возрастом детей, что способствует развитию у школьников интереса к познанию, к действию, расширяет и углубляет представления детей об окружающем мире. Таким образом, образовательная деятельность реализуется в системе.
При введении системно-деятельностного подхода в практику возникают трудности. Самые основные проблемы и вопросы: неготовность педагогических кадров перестроить свою работу в соответствии с новыми требованиями государственных стандартов; неспособность использовать системно-деятельностный подход в организации воспитательно-образовательного процесса; неспособность чётко планировать воспитательно-образовательный процесс [2]. Таким образом, на передний план выходит организация методической работы, в которой также реализуется системно-деятельностный подход. Задача методической работы заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и эффективные методы повышения педагогического мастерства, саморазвития и самовоспитания педагогов. Основные задачи: — выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы; — включить каждого педагога в творческий поиск;— усилить работу с кадрами по обучению и внедрению в практику современных подходов в организации всех видов детской деятельности через организацию практико-ориентированных форм работы, чтобы педагог мог на практике приобрести ряд необходимых профессиональных компетенций [1].
Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода осуществляется не только в организации образовательного процесса, но и в организации методической работы с педагогическими кадрами, родителями и др. В результате реализации системно-деятельностного подхода у детей формируются следующие интегративные качества: — любознательный, активный; — эмоционально-отзывчивый; — овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; — соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; — физически развитый, овладевший основными культурными навыками; — овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; — овладевший необходимыми умениями и навыками и др.
Непосредственно учебные занятия дожны формировать метапредметные умения: проведение проектов и исследований, мир через культуру, алгоритмизация и программирование и др. Учебные занятия способствуют формированию метапредметного сознания и деятельности. Учителя включают метапредметные темы в содержание учебного материала. Важную роль в формировании метапредметов играет работа со способом — если ученик усвоил какие-то знания, учитель даёт ему задачу этого же типа, но из других предметов. Естественно, это требует особой квалификации учителей. Приближение тем математики, физики, химии, географии, экономике, экологии, социологии — всё это составляющие системно-деятельностного подхода. В конечном итоге, они формируют метапредметные результаты.
Цель метапредметного подхода — вывести современное образование на передовые позиции науки. В образовательных учреждениях ведется системная работа по внедрению метапредметного подхода, как в учебную деятельность, так и в воспитательную работу. Формами работы в данном направлении являются сократовские чтения, которые являются подготовкой к участию ребят в исследовательском обществе. Темы чтений должны способствовать определению уровня сформированности общеучебных умений и навыков и реализацию метапредметных компетенций и метапредметной деятельности.
Для развития педагогов формами работы могут являться «Школа педагогического мастерства» для учителей и учащихся города. Сам учитель на таких занятиях, благодаря применяемым метапредметным технологиям — проблемному обучению, технологии проблемно-поисковой направленности, учебной игре, достигает метапредметных результатов.
Другим важным аспектом системно-деятельностноо подхода является —овладение основными универсальными учебными действиями (регулятивными, коммуникативными, познавательными). Это и способность в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоение учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
ГОСы нового поколения нацелены на метапредметные, личностные результаты. Например, если учитель, ставит задачу ребятам составить Периодическую таблицу геометрических элементов и сформулировать положенные в основу таблицы признаки периодичности, то ребёнку придётся побывать Менделеевым на уроке математики. Ученик может побывать Менделеевым в истории, если объяснит, какой критерий положен им в основу при выделении десяти самых важных событий в нашей истории. Поэтому результатом метапредметной деятельности является, в первую очередь, развитие личности, индивидуальная динамика учебных достижений.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Это не только итоговые проверочные работы, но и комплексные работы. Метапредметные личностные результаты показывает смотр-конкурс на лучшее портфолио, в котором учащиеся анализируют, обобщают и систематизируют свои учебные достижения, что создаёт условия для моделирования своей деятельности в будущем. При контрольных срезах оценивается сформированность у учащихся коммуникативных и регулятивных действий. Отслеживаются уровень сформированности такого умения, как взаимодействие с партнёром: умение слышать и слушать собеседника, учитывать различные мнения и позиции [3].
Оценка уровня сформированности универсальных учебных действий — основа для оценки эффективности всей системы образования — проводится в форме неперсонифицированных процедур. Педагоги создают банк диагностик предметных, метапредметных, личностных результатов освоения учащимися основных образовательных программ общего образования. Педагоги приступили к изучению методик разработки карт сформированности универсальных учебных действий учащихся. Сегодня приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные знания, а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта (вывода, оценки) [4].
В школе должны быть созданы условия по непрерывности профессионального развития педагогов, по формированию социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющем проблемы в психологическом развитии и обучении. В современный век информационных технологий мы не должны забывать о нагрузке на детей, что сказывается на нервной системе ребёнка. При организации учебной деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идёт, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Инновационными процессами будет разработка модели взаимодействия с социальной средой, направленной на оптимальное использование научного и культурного потенциала страны с целью повышения качества образования и воспитания.
Надо отметить, что огромную роль в реализации системно-деятельностного подхода играет внешняя образовательная среда, ведь ее реализация происходит не только на уроках, это системный подход. Мы учитываем многонациональный состав населения России, поликультурность нашего общества, представлены элементы культур всех народов, населяющих нашу страну. Несомненно, это способствует формированию не только любви к Родине, гордости за своих предков, но и уважение к представителям других культур.