ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА
Термин «интерпретация» происходит от латинского слова «interpretari», что означает «объяснять, понимать или переводить».
Дореволюционные юристы Д. И. Мейер и Г. Ф. Шершеневич писали, что «толковать закон - значит раскрывать его истинный смысл, объяснять волю законодателя, облеченную в слово», а «толкование ... предназначено для раскрытия истинного смысла». волеизъявление законодателя »[4, с. 83].
Современные юристы весьма критично оценивают вышеупомянутое понимание толкования, считая его упрощенным: «Выведение правовых норм из юридических текстов или, точнее, реконструкция норм из текстов (поскольку с точки зрения деонтической логики нормы не может быть получен непосредственно из текстов) не является автоматическим, механическим процессом и дает юристу определенную свободу усмотрения. Один из этапов этого процесса - толкование - заключается в установлении (раскрытии) смысла юридического текста (декларации) и построении нормы права (элементов его логической структуры) на основе выявленного смысла. Решающим моментом здесь остается усмотрение субъекта, интерпретирующего закон, поскольку «воля законодателя», которую некоторые юристы продолжают некритически использовать в своих толковательных конструкциях, в юриспруденции является просто идеальной категорией, не отражающей никакого реального содержания. (волеизъявление определенных людей) »[1, с. 78].
Вот еще один современный взгляд на концепцию толкования права: «Анализ специальных исследований дает представление об интерпретации как сложном и неоднозначном явлении. Толкование, или интерпретация - это интеллектуальная и волевая деятельность, направленная на установление точного значения правовой нормы, раскрывающей выраженную в ней волю законодателя. В процессе толкования устанавливается значение нормы права, ее основная цель и социальная направленность, интерпретируются возможные последствия действия акта, выясняется социально-историческая ситуация его принятия, условия, в которых толкование происходит, познаются глубинные свойства закона »[2, с. 39-40].
Какова основная задача толкования?
По мнению некоторых ученых, задача понимается как изолирование воли и нахождение предшествующей мысли законодателя в тексте закона. Нахождении того замысла, то определяющее событие, которое заставило законодателя превратить свою мысль в текст. Другие считают, что важно понимать смысл закона, не считая необходимости понимать внутренний порыв и волю законодателя.
Возникает вопрос, при всей сложности законодательного процесса, когда в разработке закона участвует более одного человека, возможно ли установить их общую волю? Законодатель должен реализовать свою идею, часто в очень небольшом объеме. В конце концов, то, чего нет на бумаге, независимо от мышления законодателя, юридически не существует. Я считаю, что главная задача законодателя - выбрать наиболее точное, полное и широкое выражение для регулирования общественных отношений. И. В. Михайловский считал, что «толкование правовой нормы заключается в раскрытии смысла нормы, выраженного в тексте» [3, с. 705].
Во-первых, необходимо понять словесный смысл закона, т. Н. грамматический и словесный перевод. «Толкователь должен установить значение каждого слова в норме в отдельности, выявить синтаксическую структуру нормы и логическую связь между ее частями, учесть авторский стиль и затем на основе полученных результатов определить значение совокупность всех анализируемых элементов, заданная в интерпретируемой норме »[4, с. 41]. Второй шаг - это объяснение значения стандарта для дальнейшего применения, которое является результатом уточнения и соответствующим образом выражается субъектами интерпретации.
Какие методы используются для толкование нормы? В зависимости от того, кто толкует закон, они различают аутентичное, судебное и доктринальное толкование.
Под аутентичным толкованием мы подразумеваем толкование закона, данное в форме закона, изданного именно с целью толкования какого-либо другого закона. Предполагается, что законодательный орган, издавший этот закон, лучше, чем кто-либо другой, знает его истинный смысл и, в случае сомнения, более естественно обратиться к тому же органу, чтобы выяснить, что он действительно хочет решить. Никакой новый акт не создается с аутентичным толкование.
Суду отводится роль судебного толкования. При рассмотрении дела суд самостоятельно применяет нормы права, поэтому в своем решении суд толкует закон. Таким образом, суд должен ясно и точно понимать закон, чтобы применить его к конкретному делу. Однако, как отмечает А.Д. Градовский, «применение закона к индивидуальному делу не может быть пассивной деятельностью» [5, с. 36]. Каждое дело имеет уникальные характеристики, которые отличают его от других дел, даже похожих, поэтому судья должен быть хорошо образован, иметь достаточный практический опыт, чтобы определить, какой закон применим к рассматриваемому делу.
Доктринальное толкование играет важную роль в развитии юридической науки и юридической практики. Этим видом интерпретации занимаются ученые, специалисты в области законодательства, толкование носит теоретический, академический характер. Результат такого толкования можно найти в отчетах и лекциях, книгах и научных статьях. Конечно, это толкование носит пояснительный характер. Вопрос о принятии такой интерпретации зависит от авторитета субъекта, объясняющего верховенство закона.
Под методами интерпретации понимаются методы, помогающие прояснить внутренний смысл стандарта. В зависимости от методов интерпретации различают определенные виды интерпретации.
Таким образом, основная функция толкования - раскрыть содержание нормы права и смысл акта в целом. При этом перед переводчиком всегда стоит задача: как бы ни толковался правовой акт, он всегда должен толковаться в соответствии с принципами справедливости, признанными в данном обществе.