Статья:

КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПАУЛЯ ХИНДЕМИТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Безверхая А.Е. КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПАУЛЯ ХИНДЕМИТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/101966 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПАУЛЯ ХИНДЕМИТА

Безверхая Анна Евгеньевна
студент, ГОУК ЛНР Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, ЛНР, г. Луганск
Воеводина Лариса Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ГОУК ЛНР Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, ЛНР, г. Луганск

 

Актуальность темы. Камерно-вокальные сочинения П. Хиндемита занимают значительное место в репертуаре исполнителей всего мира. Однако круг научных источников по данному вопросу ограничен. Основное внимание в музыкознании уделено симфоническим, оперным, камерно-инструментальным произведениям, хотя камерно-вокальная музыка занимает значительное место в творчестве П. Хиндемита. Камерно-вокальные произведения композитор создавал на протяжении всей жизни, и они также отражают эволюцию стиля П. Хиндемита. В связи с этим очевидна актуальность исследования данной темы, позволяющая лучше понять жанрово-стилевые особенности камерно-вокального творчества П. Хиндемита.

П. Хиндемит – один из крупнейших немецких композиторов, чье творчество явилось вершиной в развитии германской ветви западноевропейской музыкальной культуры ХХ века. Его сочинения с полным основанием причисляют к современной классике. Композитор внёс значительный вклад в самые разные сферы музыки. Многогранность музыкальной деятельности П. Хиндемита способствовала тому, что современники называли его «аll-round-musiker» ‒ всесторонним, всеобъемлющим музыкантом. Несмотря на то, что важную роль в его творчестве занимала композиция, он был талантливым исполнителем, владеющим несколькими музыкальными инструментами (альтом, скрипкой, виолой д’амур), дирижёром, педагогом, публицистом, автором музыкально-теоретических трудов («Мир композитора», «Руководство по композиции») и один из организаторов и участников знаменитых фестивалей современной музыки в Донауэшингене и Баден-Бадене.

П. Хиндемит был мыслителем-гуманистом, создавшим собственную философско-этическую и музыкально-теоретическую концепцию, основанную на глубоком изучении духовной культуры прошлого и вместе с тем использовавшим новейшие достижения композиторской техники. Он являлся одним из тех композиторов, которые построили фундамент новой музыки первой половины ХХ века. Как заметила исследователь творчества П. Хиндемита Т. Левая: «Творческий путь композитора – это путь рождения новой классики: от полемического запала молодости к все более серьёзному и вдумчивому утверждению своего художественного кредо» [2, с. 375].

В творчестве П. Хиндемита представлены практически все музыкальные жанры: опера, балет, симфония, камерно-инструментальные и камерно-вокальные произведения. Обращаясь к различным музыкальным жанрам, композитор стремился проникнуть в их специфику и отразить связанные с ними исторические и этические моменты.

Весомое место в творчестве П. Хиндемита занимает камерная вокальная музыка, к ней композитор обращался на протяжении всей своей творческой жизни. «Музыкальное наследие» композитора включает различные по идейно-образному содержанию, композиционной структуре и технике камерные вокальные произведения, написанные на тексты немецких, английских и французских поэтов,  – вокальные циклы, баллады, мотеты.

Литературные источники, к которым обращается композитор в своих вокальных произведениях, разнообразны и многочисленны. П. Хиндемит предстает в них как глубокий знаток и ценитель поэзии, бережно обращающийся с поэтическим словом, способный «чувствовать поэзию как настоящий поэт, постоянно сам работающий со словом», не наносящий поэтическому материалу того непоправимого ущерба, который стал обычным явлением в романсово-песенной и оперно-ораториальной литературе [3, с. 304].

Композитор предпочитает обращаться к языку оригинала (английскому, французскому, латыни), отвергая перевод. Так им написаны: песни на тексты английских поэтов (Т. Мура, У. Блейка, Ф. Томпсона и др.) – баллада «Прекрасная дама…», девять английских песен для высокого, среднего и низкого голосов и фортепиано; на стихи французских поэтов (А. Рембо, С. Малларме, Ш. Бодлер) – баллада для высокого или среднего голоса и фортепиано, три французские песни для голоса и фортепиано; на латинские тексты – тринадцать мотетов из Евангелий от Луки, Матфея и Иоанна.

К числу ярких образцов камерно-вокальной музыки П. Хиндемита относятся вокальные циклы: «8 песен для сопрано и фортепиано», ор. 18 (1920 г.), «Молодая служанка», ор. 23. № 2 (1922 г.), «Житие Марии», ор. 27 (1923 г.), «Серенады», ор. 35 (1925 г.).

В своем раннем камерно-вокальном творчестве П. Хиндемит обращается к поэзии периода раннего экспрессионизма, в частности, к таким поэтам как Георг Тракль и Эльза Ласкер-Шюлер, чье творчество, по мнению исследователей, во многом было «связано с поэзией импрессионизма и унаследовало от предшествовавшей эпохи упоение языковой красочностью…, склонность к странному и необъяснимому» [3, с. 317].

В вокальном цикле П. Хиндемита «8 песен для сопрано и фортепиано», ор. 18 композитор стремится отобразить черты поэзии раннего экспрессионизма. В этих небольших по форме своего изложения песнях он раскрывает поэтическую красочность каждого стихотворения. В песнях «Опьяненная танцовщица» (стихи К. Бока), «Сон», «Из-за тебя так грустно мне – послушай» (Э. Ласкер-Шюлер), «Проснулся я, а ты ещё спала» (К. Моргенштерн) передается лирический, интимный характер переживаний героя. Песню «Мои ушки, как две кошки, караулят на ступеньках» (№ 4) пронизывает скерцозно-игривое настроение, а песни «По вечерним садам» (№ 7), «Трубы» (№ 8) – настроение беспокойства и скрытого отчаяния. В этом цикле композитор превыше всего ставит лаконизм и простоту, но, в то же время «все простое и очевидное таит иной необъяснимый смысл». В цикле отчетливо слышны «дебюссизмы», часто выразительным средством служит двутональное строение каждой миниатюры» [3, с. 318].

Наиболее характерной особенностью камерно-вокального творчества П. Хиндемита является использование контрастной полифонии, имитаций, различных форм и приемов, необходимых для вокальных произведений. Так, камерно-вокальные циклы «Молодая служанка» и «Серенады» написаны в форме полифонических пьес для голоса и ансамбля инструментов. В этих циклах, по мнению исследователей, «вокально-поэтическая строка введена в полифоническую структуру целого как равноправная составная часть, как один независимый голос в контрапункте» [3, с. 318].

Одним из ярких образцов воплощения собственного, оригинального стиля П. Хиндемита считается вокальный цикл «Житие Марии», написанный на стихи австрийского поэта Р. М. Рильке. Цикл состоит из пятнадцати песен на евангельские сюжеты, охватывающие основные события в жизни Марии – от рождения до смерти. В обращении композитора к библейскому сюжету и образу девы Марии – символу девичьей красоты и материнской любви – сказалось тяготение П. Хиндемита к «вечным ценностям», к этическому идеалу. Как отмечает В. П. Беляев, в «музыку всего цикла проникает от первой до последней ноты библейская строгость настроения и какой-то дух средневекового контрапунктического примитива. В целом цикл поражает своей строгостью, законченностью и силой впечатления, обусловленного полным отсутствием в музыке цикла какого-либо стремления к тому, что называется красотой звучности, взятой самой по себе, без того отношения к глубокой идее произведения» [1, с. 89].

Особенностью этого цикла является широкое использование приемов полифонического письма, где вокальная и инструментальная партии равнозначны, голос приближается к инструментальному звучанию, а партия фортепиано осмысливается как равносильная оркестру, все голоса музыкальной фактуры образуют контрапунктическое единство, своеобразный художественный контрапункт. Здесь уже проявляется неоклассическая направленность художественного мышления композитора.

В 1941 году П. Хиндемит начинает писать мотеты, которые посвящает своей жене Гертруде и преподносит ей их как рождественские подарки. Мотеты композитора, по оценке исследователей Т. Левой и О. Леонтьевой представляют собой «…оригинальный род «не литургической», а домашней духовной музыки». Тексты для мотетов П. Хиндемит заимствовал из евангелий (от Луки, Матфея, Иоанна), написаны они на латыни, композитор же предпосылает каждому мотету соответствующие немецкие тексты (из трёх евангелий в переводе Лютера) [3, с. 106]. Характерной особенностью этих мотетов является то, что они написаны в традициях одноголосных мотетов XVII века.

«В творчестве Хиндемита нет абстрактных замыслов, нет отвлеченных построений. Его музыкальные образы яркие и осязаемые. Он щедрый мелодист с неисчерпаемой фантазией. Его мелодии терпкие и вместе с тем капризные, свободные и производят впечатление живописного рисунка» [4, с. 362].

Итак, можно отметить, что камерно-вокальная музыка занимает значительное место в творчестве П. Хиндемита, к ней он обращался на протяжении всей творческой жизни. Творческое наследие композитора включает различные по содержанию, сложности и технике композиции произведения на слова немецких, английских, французских поэтов – вокальные циклы, баллады, мотеты. П. Хиндемит постепенно проходит путь от увлечения эстетикой экспрессионизма в своем раннем вокальном творчестве к созданию собственного, оригинального стиля, в основе которого лежит сочетание нового и традиционного (основанного на полифонической технике прошлого). Свои творческие принципы П. Хиндемит наиболее ярко отразил в вокальной цикле «Житие Марии».

В камерно-вокальных произведениях П. Хиндемита нашли своё выражение многие типические черты художественного мышления композитора, его творческого метода, стиля, раскрылась высокая этическая направленность художественных исканий, высокий интеллектуализм. В значительной степени именно камерно-вокальная музыка предопределяет степень зрелости его художественного творчества.

 

Список литературы:
1. Беляев  В. П. Пауль Хиндемит, Das Marienleben // Музыкальная культура. – 1924. – № 1. – С. 89.
2. Левая Т. Н. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество / Т. Н. Левая, О. О. Леонтьева. – М. : Музыка, 1974. – 448 с.
3. Левая  Т. Н. Пауль Хиндемит // Популярный справочник. Творческие портреты композиторов / [под ред. М. Н. Бычкова] – Москва. : Музыка, 1990. – С. 375–377.
4. Пауль Хиндемит. Статьи и материалы / [под ред. И. Прудниковой]. М. : Советский композитор, 1979. – 422 с.
5. Самин  Д. К. 100 великих композиторов / Д. К. Самин. – М. : Вече, 2008. – 432 с.