ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии с Концепцией общественной безопасности до 2020 года «обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации»[9]. В наши дни юридическая наука содержит большое количество трактовок понятия «общественная безопасность» в силу того, что общественная безопасность подразделяется на виды исходя из ее объектов.
Так, Мурсалимов Ф.И. под термином «общественная безопасность» понимает «совокупность общественных отношений, которые регулируют безопасные для жизни условия»[5]. В свою очередь Керамова С.Н. утверждает, что общественная безопасность – «это состояние защищенности от внутренних и внешних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства»[3]. Исакилаева З.М. же считает, что в широком смысле общественная безопасность включает «безопасные условия функционирования общества и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологическую безопасность, безопасность движения и безопасность компьютерной информации»[2].
Таким образом, из вышеуказанных трактовок понятия «общественная безопасность» можно определить, что объектами общественной безопасности являются государство, общество и личность. Также можно определить и то, что существует большое количество видов общественной безопасности, среди них: военная, научно-техническая, социальная, политическая, информационная, демографическая, экономическая и экологическая. Однако вышеуказанный перечень видов общественной безопасности не является исчерпывающим, так, Зотов В.Б.[12] определяет следующие виды общественной безопасности:
- пожарная безопасность;
- безопасность на водах;
- безопасность при чрезвычайных ситуациях;
- безопасность дорожного движения;
- санитарно-эпидемиологическая безопасность;
- первичная медицинская безопасность.
В свою очередь Концепция общественной безопасности до 2020 года определяла общественную безопасность как «состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[9].
Все определения «общественной безопасности» указанные выше нельзя назвать исчерпывающими, так как они не отражают содержание общественной безопасности в широком смысле и являются устаревшими из-за ежедневно появляющихся новых угроз и вызовов. Считается, что при определении термина «общественная безопасность» новая Концепция должна включать и такие виды угроз как, например:
- стремление отдельных государств использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путем манипулирования общественным сознанием;
- деятельность радикальных общественных объединений, группировок и частных лиц, направленная на дестабилизацию социально-политической ситуации в стране, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- деятельность преступных организаций, группировок и частных лиц, связанная с вовлечением несовершеннолетних в противоправные процессы.
Основным субъектом обеспечения общественной безопасности является государство, однако, общественные организации и граждане также принимают участие в обеспечении общественной безопасности. Так в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» «государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер»[6]. А в соответствии с частью 4 статьи 4 вышеуказанного нормативного правового акта «граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности»[6].
Следует сказать о том, что Исакилаева З.М.[2] не зря отметила, что общественная безопасность тесно связана с общественным порядком, именно поэтому в главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[4] содержатся юридические составы правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. К таким правонарушениям относятся: мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения и другие. Как считает Керамова С.Н., «угроза этих правонарушений состоит как в самом характере незаконных действий или бездействия, так и в степени их распространения»[3].
По мнению Попович О.М., глава 20 Кодекса Российской Федерации[4] об административных правонарушений ««не свободна» от недостатков. Вопросы вызывают обоснованность включения в нее целого ряда составов административных правонарушений, их конструкции, а также чрезмерная жесткость санкций ряда статей»[10].
Однако авторы Концепции общественной безопасности в Российской Федерации[9] обращают внимание на то, что реализация данной Концепции предполагает совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся установления административной ответственности за правонарушения в сфере общественной безопасности. И действительно в период действия Концепции законодательство совершенствовалось, к примеру, был принят Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ[7], урегулировавший общественные отношения, возникающие в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации. Федеральный закон установил правовую и организационные основы системы профилактики в Российской Федерации, общие правила ее функционирования, принципы, направления, виды профилактики и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики[1].
Также, Пролетенкова С.Е. и Беликов А.П. утверждают, что «со времени подписания Концепции законодательство Российской Федерации существенным образом изменилось. Так, начал действовать Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[8], который закрепил принципиальные требования к документам стратегического планирования. С 2018 г. по настоящее время активно развиваются нормативные документы стратегического планирования в узкоспециальных сферах общественной безопасности: защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной, ядерной и радиационной, промышленной, экономической, химической и биологической и иных видов безопасности»[11].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Концепция общественной безопасности стала основой для многих нормативных правовых актов. Однако данная Концепция уже устарела, она следует переосмыслению и изменению. Проанализировав содержание общественной безопасности, можно дать широкое определение понятию: общественная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз военного, научно-технического, социального, политического, информационного, демографического, экономического и экологического характера, обеспечение которого является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Однако нужно помнить, что данное определение не следует считать исчерпывающим, потому, что ежедневно появляются новые виды угроз, посягающие на общественный порядок.