Статья:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Халимулина А.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/102558 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Халимулина Алёна Андреевна
магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Развитие коммуникативных УУД у школьников с ЗПР является значимым для оптимизации учебной деятельности и развития их личностных характеристик. Именно благодаря развитию коммуникативных универсальных учебных действий становится возможным успешное усвоение новых знаний, навыков и умений и последующая их социализация в современном обществе.

Хотя сейчас содержание работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития обуславливается специализированным АООП ФГОС ООО, он появился лишь два года назад – ранее дети с ограниченными возможностями здоровья обучались по старому образцу, а именно по ФК ГОС (федеральный компонент государственного образовательного стандарта). Это обуславливает малую разработанность данного вопроса в условиях реализации системного подхода при обучении детей с задержкой психического развития,  а также недостаточную теоретическую базу исследования.

Проведя диагностические процедуры на определение уровня сформированности коммуникативных УУД, мы отметили, недостаточную сформированность и определили качественные особенностях КУУД у пятиклассников с ЗПР в отличие от детей с нормальным психофизическим развитием. Также мы видим, что требуется систематическая, пошаговая и специально организованная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР в условиях реализации системного подхода.

Содержание работы по развитию КУУД в условиях реализации системного подхода состоит из следующих основных направлений деятельности:

- Диагностика особенностей развития ребёнка, которая может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом порядке. Её главной целью является выделение уровня сформированности коммуникативных универсальных действий, а также определение индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка, оказывающих влияние на формирование КУУД.

- Психолого-педагогического просвещения, которое должно быть  направлено на администрацию образовательных учреждений, педагогов, и родителей.

- Психолого-педагогическое консультирование;

- Коррекционно-развивающая работа в индивидуальной и групповой форме.

- Профилактическая работа с особенностями развития ребёнка.

Изучив труды учёных Асмолова А.Г., Выготского Л.С., Гальперина П.Я.,  Степиной О.С. и Д.Б. Эльконина мы определили принципы, на которые должна опираться система работы по формированию КУУД у детей с ЗПР на ступени основного общего образования, а также конкретезировали особенности реализации данных принципов в рамках нашей системы работы.

Наша работа по развитию коммуникативных УУД у детей с задержкой психического развития на опирается на следующие общедидактические и специальные принципы:

- индивидуального подхода;

Реализация принципа индивидуального подхода заключается в том, что
учитывается условия жизни в семье школьников с зпр, берутся во внимание темперамент и черты характера, а именно стеснительность/стремление к общению, доброжелательность/агрессивность, открытость к миру и т.д. , так же немало важны воспитание ребёнка в дошкольном учреждении и начальной школе, принципы и методы воспитания, заключительной особенностью является психофизическое развитие ребёнка (структура дефекта у детей с зпр). Все выше перечисленное влияет на выбор методов и форм работы, способов адаптации заданий. Таким образом, осуществляется принцип индивидуального подхода.

- поддержки самостоятельной активности обучающегося;

Данный принцип, в первую очередь, вытекает из сути понятия универсальное учебное действие, которое обязывает нас «научить детей учиться», а также постановку ребенка в активную позицию. Без реализации данного принципа невозможно овладение любым УУД, а особенно коммуникативными УУД, поскольку коммуникация по своей сути подразумевает активное участие всех сторон общения.

- активизации социализации ребенка;

Социализация ребенка с ОВЗ является главной задачей школьного обучения, и именно овладение КУУД приобретает первостепенное значение. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформируется в новую задачу для основной школы – «инициировать учебное сотрудничество». Решение данной задачи в отношении обучающихся с ЗПР имеет не только общеразвивающий, но и коррекционный характер.

- междисциплинарного подхода;

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.  Специалисты (воспитатель, учителя-предметники, классный руководитель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог), работающие в классе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом. Таким образом, развитие КУУД происходит на каждом учебном, коррекционно-развивающем и внеурочных занятиях.

- вариативности в организации процессов развития, обучения и воспитания;

Ввиду разнородности структуры дефекта детей с ЗПР, часто педагоги сталкиваются с тем, что в одном классе мы можем встретить детей, у которых коммуникативные навыки развиты абсолютно по-разному. При этом необходимо обеспечить наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы с каждым из учеников.

- партнерского взаимодействия с семьей;

Усилия педагогов, направленных на развитие коммуникативных навыков, будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача педагогических работников – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка, поскольку если семья не будет помогать специалистам в развитии коммуникативных УУД своих детей, то шансы на успешное овладение данными УУД у детей значительно сокращаются.

- динамического развития образовательной модели под образовательные потребности обучающегося;

Модель школы может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. Все это направлено на то, чтобы образование детей не стояло на месте, а развивалось в соответствии с современными тенденциями, потребностями, методами и способами, поскольку главная задача развития КУУД – интеграция ребенка с ЗПР в современное общество.

- единства диагностики и коррекции;

Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. Именно поэтому мы с особой тщательностью отбирали диагностический инструментарий, который позволил нам оценить сформированность каждого вида КУУД и их показателей. Во вторых реализация программы формирования КУУД требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет быстро внести необходимые коррективы в программу, изменить методы и формы коррекционного воздействия как на отдельного ребенка, так и на всю группу.

- Принцип коррекции «сверху вниз».

Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития». Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. Таким образом, при составлении программы развития КУУД мы ориентируемся на «зоны ближайшего развития» класса, определенные нами в ходе диагностики.

- Принцип коррекции «снизу вверх».

При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уж имеющихся коммуникативных навыков детей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода, В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.

- гуманизма;

При реализации данной модели сопровождения нужно учитывать то, что социальная педагогика ставит во главу угла конкретного человека, его проблемы, трудности социализации и адаптации в обществе всех слоев и категорий людей. Таким образом, во время процесса мы не только сами уважаем и реализуем потребности каждого ученика, но и учим детей соблюдать этот принцип, поскольку он является ведущим при реализации программы коммуникации.

Соблюдая данные принципы работы каждый педагог или специалист психолого-педагогического сопровождения может составить эффективное содержание работы по развитию КУУД в условиях реализации системного подхода, которое скорректированы и дополнены образовательной организацией в соответствии с конкретными особенностями и характеристиками текущей ситуации и актуальными задачами.

 

Список литературы: 
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011. – 284 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 2009. – 352 с.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии  – М. : Педагогика, 1983. – 239 с.
4. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР к образовательным маршрутам // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 1. С. 20–23. 
5. Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л., Бабкина Н.В. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития. Проект. М., 2013. 
6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие – М. : Издательство Московского университета, 1985. – 144 с.
7. Макаров И.В., Пашковский В.Э., Софронов А.Г. Задержки психического развития у детей: учебное пособие. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2013. 24 с.