Статья:

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Зотова А.П. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102978 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

Зотова Анна Павловна
студент, Московский финансово-юридический университет, РФ, г. Москва
Иерусалимская Елена Александровна
научный руководитель,

 

Административная реформа в России связана с введением института муниципальной службы. Муниципальные служащие являются организаторами общественных отношений в рамках правового регулирования по вопросам относящихся к из ведению.

Муниципальная служба является основой деятельности органов местного самоуправления.

Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации осуществляется как на федеральном уровне, где основополагающим является Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», так и на региональном уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне власти.

В соответствии с Федеральным законом №25-ФЗ муниципальная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, осуществляемую на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нередко к муниципальным служащим также относят депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, однако в силу закона указанные лица не относятся к муниципальным служащим, они занимают только муниципальные должности, следовательно положения указанного закона на них не распространяется.

К основным признакам муниципальной службы относят: высокие профессиональные и квалификационные требования в отношении лиц претендующих на замещение вакантных должностей. Муниципальные служащие осуществляют свою деятельность на основании контракта, их должности не выборные, т.е. носят стабильный постоянный характер. Вознаграждение муниципальные служащие получают за счет средств местного бюджета на основании заключенного и ним контракта.

Должность муниципальной службы представляет собой должность в органе местного самоуправления с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий данных органов или аппарате избирательной комиссии муниципального образования. Таким образом, следует отметить, что к муниципальным служащим нецелесообразно относить работников муниципальных учреждений, а также муниципальных предприятий, т.к. подобные организации не относятся к органами местного самоуправления.

Правовой статус муниципальных служащих формируется за счет комплекса прав, обязанностей, ограничений и запретов.

Особое внимание в Федеральном законе № 25-ФЗ уделено регламентации ограничений и запретов на муниципальной службе.

Ограничения связаны прежде всего с тем, чтобы обезопасить муниципального служащего от конфликта интересов и коррупции, чтобы муниципальный служащий качественно и эффективно выполнял возложенные на него обязанности.

Муниципальный служащий не может быть принят на службу если будет находится в прямом подчинении у своего кровного родственника и выполнение должностных обязанностей связано с исполнением решений такого родственника.

Федеральный закон №25-ФЗ содержит закрытый перечень таких лиц. При этом предусматриваются два случая, когда нельзя принять гражданина на муниципальную службу, а муниципальному служащему находиться на муниципальной службе:

1. Наличие указанных отношений с главой муниципального образования, но только если он осуществляет полномочия руководителя местной администрации. Например, глава местной администрации замещает должность по контракту, т. е. является муниципальным служащим, так же, как и его заместитель, который является его родственником, не может замещать должность его заместителя. Вместе с тем он может замещать иную должность муниципальной службы в местной администрации при условии, что отсутствует непосредственная подчиненность.

2. Наличие близкого родства или свойства между двумя муниципальными служащими. При этом ограничение действует только тогда, когда между указанными лицами имеет место непосредственная подчиненность или подконтрольность.

Подчинение может быть и линейным, это когда родственник не находится в его непосредственном подчинении, но от его решений зависят действия последнего.

В отличие от ограничений, запреты, связанные с муниципальной службой, представляют собой совокупность прав, которых лишается муниципальный служащий на определенные виды деятельности, в связи с предупреждением нежелательного социально-вредного поведения, которое может привести к снижению эффективности и качества, осуществляемых профессиональных функций муниципальными служащими. Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. В это понятие входит покупка товаров для последующей продажи как лично так и через доверенных лиц, оказывать услуги, закупать оборудование предназначенное для предпринимательской деятельности, владеть в собственности объектами которые предназначены для занятия предпринимательской деятельностью. Владеть правами на товарные знаки, торговую марку, фирменной наименование, промышленные образцы. Данный запрет связан тем, чтобы служащий надлежащим образом исполнял свою трудовую деятельность, поскольку бизнес также требует время и сил. Однако заниматься предпринимательской деятельностью не запрещено близким родственникам служащего. Служащий может также заниматься другой оплачиваемой деятельностью: творческой, научной, педагогической. С уведомления руководителя может заниматься иной деятельностью которая приносит служащему доход при условие, что не наступает конфликта интересов. Занятие служащим предпринимательской деятельностью наносит существенный вред по авторитету муниципального служащего и должно сурово наказываться.

Муниципальный служащий не может занимать должность если он избран на федеральную должность или выборную должность субъекта.

Муниципальный служащий должен следовать профессиональной этике и не распространять сведения ставшие ему известны в процессе осуществления своей деятельности. Запрещено выражать симпатии какой-либо политической партии, религиозному объединению и помогать данным объединениям используя свою должностное положение. Работодатель вправе отстранить служащего от деятельности до тех пор, пока тот не представит доказательства того, что указанная деятельность им была прекращена, в противном случае служащий подлежит увольнению. В период отстранения от работы за служащим сохраняется заработная плата.

Органы местного самоуправления являются часть гражданского общества, что позволяют населению муниципального образования участвовать при решении важных правовых и организационных вопросов. Муниципальные служащие решают в рамках своей компетенции вопросы местного значения.

 

Список литературы:
1. Крахмалов А.Н. Проблемы механизма прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в Российской Федерации // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - № 2(7). -2015.
2. Крахмалов А.Н. Децентрализованная модель правового регулирования муниципальной службы в Российской Федерации // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - № 1(10). - 2016.
3. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ в ред. от 29 дек. 2015 г. // СЗ РФ. 2007, № 10, ст. 1152; Рос. газ. 2012. 24 окт.
4. Гончарова Л.И., Крахмалов А.Н. Концептуальные аспекты труда муниципальных служащих // Вестник Поволжской академии государственной службы. - № 2 (31). - 2017.
5. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2017.
6. Шамарова Г.М. Правовой статус муниципального служащего // Муниципальная служба: правовые вопросы. - №3. - 2018.