ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(179)
ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
С начала создания российское государство не раз сталкивалось с разными по сложности вызовами безопасности. Угрозы безопасности потребовали от правительства страны формулирования основополагающих принципов и мер для обеспечения национальной безопасности.
В Российской Федерации термин «национальная безопасность» стал широко использоваться сравнительно недавно[2]. Ранее данный термин был распространен в международной практике. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны»[4]. Таким образом, ценности нации отражают ее характеристики на глубоком уровне, служа своего рода фундаментальной декларацией, выражающей национальную идентичность, видение и смысл существования. Они порождают жизненно важные национальные интересы Российской Федерации и жизненно важные интересы безопасности. Высшие интересы безопасности России заключаются в поддержании ее суверенитета, охране ее важнейших активов и обеспечении безопасности ее населения.
Как считает Бартош А.А, «мощным импульсом для разработки Стратегии национальной безопасности стало:
- исчезновение Советской экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора как экономических и военно-политических институтов, вносивших вклад в обеспечение безопасности России;
- распад биполярной системы и формирование многополярного мира на фоне решимости Соединенных Штатов Америки и Организации Североатлантического договора Североатлантического Альянса добиться мирового доминирования;
- эволюция стратегий национальной безопасности Соединенных Штатов Америки и стратегических концепций Организации Североатлантического договора Североатлантического Альянса, имеющих традиционную антироссийскую направленность;
- обостряющиеся противоречия между Россией и государствами Запада по широкому спектру международных проблем;
- резкая интенсификация процессов глобализации;
- рост числа международных организаций, действующих в сфере обеспечения международной безопасности и глубокая трансформация существующих институтов;
- формирование на постсоветском пространстве Содружества Независимых Государств и Организации Договора о коллективной безопасности, в функцию которых входит обеспечение региональной безопасности»[1].
Причиной развития внешних угроз и вызовов Мусаева Г.М. и Курбанкадиев Н.М.[3] называют сложную внешнюю политику государства. Российскую политику по обеспечению национальной безопасности от внешних вызовов и угроз можно условно разделить на две части в зависимости от инструментов воздействия, среди них: дипломатические средства и применение силы.
К основным внешними источникам угроз национальной безопасности России можно отнести:
1. Ядерное оружие. Социальные, экономические и экологические последствия ядерной войны невообразимы. В арсеналах стран с разной степенью политической стабильности по всему миру находятся тысячи ядерных боеголовок. Конечно, нет постоянной напряженности глобального взаимного уничтожения, но думать, что ядерное уничтожение является опасностью прошлого - ошибка. До тех пор, пока существует ядерное оружие, защита мира от него должна быть главным приоритетом национальной безопасности каждой страны.
2. Кибератаки. Данный вид угроз становится все более актуальным и опасным, так как в наши дни реализуются высокоразвитые хакерские инструменты. Киберпреступления не всегда совершаются иностранными правительствами настроенными враждебно или террористическими группами. Иногда кибератаки совершаются для продвижения вредных идеологий в массы. Киберпреступления опасны тем, что они могут нарушать работу экономических учреждений, правительственных организаций или энергетических инфраструктур. Чтобы ограничить частоту и масштабы кибератак, правительству необходимо сочетать оборонительные и устойчивые усилия с акцентом на принятие решений противником.
3. Кампании по дезинформации со стороны враждебных иностранных правительств. Некоторые угрозы национальной безопасности исходят от иностранных правительств, которые могут выражаться в прямых актах войны и агрессии, однако, подобного рода атаки могут быть косвенными в том числе. Косвенные атаки выражаются в более изощренных способах воздействия и в сложности их обнаружения. Примерами косвенных атак являются шпионаж со стороны иностранных государств, что может повлечь за собой утечку государственной тайны или же вмешательство в выборы страны, что может повлечь за собой социальную напряженность или разжигание недовольства в отношении государственной власти.
4. Терроризм. Террористы не всегда являются представителями враждебно настроенных государств, но они могут быть проспонсированы иностранными державами. Идеология терроризма направлена на вызов хаоса, разрушения, физическое насилие. В последнее время терроризм проявляется и в сфере информационных технологий.
5. Биологическое оружие. История знает немало примеров того, как биологическое оружие используется в целях вызова широко распространяющегося террора. Биологическая война представляет собой значительную угрозу национальной безопасности.
6. Транснациональная преступность. Важной дополнительной угрозой национальной безопасности является транснациональная преступность. Транснациональные преступные группы определяются как группы, которые стремятся к собственной власти, влиянию или финансовой выгоде через незаконную деятельность, независимо от физической географии. Транснациональные преступные группы действуют через географические границы и нарушают законы нескольких стран; из-за этого они представляют угрозу для многих стран одновременно. Среди таких преступлений: закупка незаконных товаров, включая незаконный оборот наркотиков; незаконные услуги, такие, как торговля людьми; рэкет и другие.
Стельмах С.А,, Аверин А.Н., Омельченко И.В., Семеренко А.С. к внешним угрозам национальной безопасности России также относят международную миграцию, которая может спровоцировать формирование «неблагоприятной миграционной ситуации, этнических анклавов или ситуации социальной исключительности отдельных групп граждан»[6].
Подводя итоги, следует сказать, что перечисленные выше угрозы являются и глобальными угрозами в том числе. Для того, что Российская Федерация смогла справиться с внешними вызовами недостаточно документального закрепления целей и интересов страны, государство должно обладать ресурсами для их реализации в соответствии с нынешними реалиями.