ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(223)
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы людей, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности), которые создаются с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.
Гражданское общество – это часть правового государства. Гражданское общество объединяет всю совокупность негосударственных (неполитических) отношений, т.е. экономических, социальных, национальных, религиозных, духовно-нравственных и др.
Общественные объединения являются ключевым элементом гражданского общества. В основе их создания находится конституционное право каждого на объединение (ч. 1 ст. 30) [1].
Общественные объединения как субъекты конституционного права обладают конституционной правосубъектностью, организационной обособленностью, устойчивостью структуры, способностью вырабатывать и выражать вовне свою волю. Демократический потенциал этого права проявляется в возможности граждан посредством общественных объединений индивидуально и коллективно участвовать в управлении делами государства на всех уровнях власти с целью удовлетворения собственных потребностей и интересов.
Согласно ст.30 «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.»[1], таким образом субъектами данного права, могут выступать граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и лица с двойным гражданством. юридическим лицам. «Право на объединение», закрепленное ст. 30 Конституции РФ, распространяется на все виды объединений, коммерческие и некоммерческие организации.
Конституционное право человека и гражданина на создание общественных объединений — это естественное по своей природе субъективное конституционное право, которое традиционно относится к категории политических прав и свобод, пользование которыми может быть ограничено только федеральным законом. Право на объединение — это важнейшее политическое право, его реализация может осуществляться не только в политической сфере, так как подобные объединения могут создаваться в социальной, экономической, культурной и других сферах. Особенностью данного права является его проявление в областях жизнедеятельности человека, связанных с участием в управлении делами государства и защитой прав в указанной сфере.
Реализация права на объединение в демократическом государстве - необходимая мера обеспечения политической свободы человека и гражданина.
Общественными объединениями в контексте Федерального закона «Об общественных объединениях» могут быть признаны только некоммерческие организации, которые не ставят целью своей деятельности извлечение прибыли.
В соответствии с действующим Федеральным законом «Об общественных объединениях», чтобы учредить объединение, не нужно предварительного разрешения органа государственной власти или местного самоуправления.
Как верно отмечает В. В. Лысенко, конституционно-правовая правоспособность общественных объединений объясняется особенностью их образования, и распространение на них гражданского законодательства возможно лишь в том случае, если они становятся участниками правоотношений имущественного характера или нуждаются в гражданско- правовой защите [10,c.12].
Правосубъектность общественных объединений в конституционном смысле не зависит от того, подверглись они государственной регистрации или нет. Государственная регистрация связана лишь с приобретением общественным объединением прав юридического лица, т.е. гражданской правоспособности.
Конституционное установление свободы деятельности общественных объединений проявляется и в законодательных формулировках о различных организационно-правовых формах общественных объединений. Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественных объединениях» такими формами являются: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия (ст.7) [2].
Конституции РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений (п.2,ст.30),исключение составляют конституционные ограничения предусмотренные ч. 5 ст. 13 Конституции РФ «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» [1].
Данная статья, также устанавливает важный для страны принцип – принцип политического многообразия.
В Конституции РИ это нашло отражение ч.1 ст.12. Данная норма определяет, что общественные, религиозные, политические объединения в Республике Ингушетия создаются на добровольных началах и действуют в рамках Конституции и законов республики. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Решения таких объединений не имеют обязующей силы для органов государственной власти и управления. К тому же не допускается образование и деятельность общественных объединений и политических организаций, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и подрыв безопасности республики, разжигание расовой, социальной, межнациональной и религиозной розни, пропаганду насилия, войны и терроризма [8].
В осуществлении политической основы гражданского общества большая роль уделяется взаимодействию в данной сфере общественных организаций со структурами власти, не только в Российской Федерации, но, в частности, на территории Республики Ингушетия.
Ограничения права на объединение упомянуты как в Федеральном законе «Об общественных объединениях» [2], так и в Федеральном законе от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии экстремистской деятельности» [3], а судебный порядок признания организации террористической ,и правила ее ликвидации установлены в Федеральном законе от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» [4].
Ограничения на пользование правом на общественные объединения определяются ст. 56 Конституции РФ. Указанные в ст.56 ограничения устанавливаются Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» [5]. В ст. 17 (п. 14) Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещается «создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур» [6].
Ст.40 Федерального закона «Об общественных объединениях» закрепила ответственность за нарушение законов об общественных объединениях «Государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественным объединениям вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицами настоящего Федерального закона, а также других законов об отдельных видах общественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным, гражданским и административным законодательством Российской Федерации» [2].
Решение органов государственной власти о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения не является окончательным. В случаях, установленных законом, оно может быть обжаловано в судебном и ином порядке. Действия и решения общественных объединений могут быть предметом судебного разбирательства.
Все эти меры направлены, на создание условий для эффективной деятельности общественных объединений и создает равные условия судебного оспаривания для государственных органов и институтов гражданского общества - общественных объединений.
Защита прав человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Федеральным законом предусмотрено создание не только общероссийских, но и межрегиональных и региональных общественных объединений.
В настоящее время в РФ существует множество общественных объединений, которые затрагивают практически каждую сферу жизни общества, интересы всех социальных групп. Например в Ингушетии , по состоянию на 03.06.2021 на основании опубликованной информации о зарегистрированных некоммерческих организациях с Информационного портала Министерства Юстиции Российской Федерации, по Республике Ингушетия число зарегистрированных общественных организаций составляет - 135, [14], по состоянию на 21.12.2022 г.-131.[15]. Перечислим некоторые из них: Ингушская региональная общественная организация «Союз Чернобыльцев», Ингушская региональная общественная организация социального развития «Открытый континент», Ингушская региональная общественная организация «Общественный контроль по защите прав потребителей», Ингушская региональная общественная организация «Центр культурного и духовного развития» и т.д.[15].
В связи с тем, что общественные объединения помогают решить ряд задач, поставленных перед обществом, в том числе и перед государством, их деятельность приобретают особую актуальность в настоящее время. На пример в Республики Ингушетия, был образован Совет при Главе Республики Ингушетия по развитию гражданского общества и правам человека, в целях совершенствования государственной политики Республики Ингушетия в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества в Республике Ингушетия.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими уставных задач.
Решение о ликвидации общественного объединения может быть принято только судом. Подсудность этих дел определяется территорией деятельности общественного формирования. Вопрос о ликвидации общероссийских и международных объединений рассматривается Верховным Судом РФ; межрегиональных и региональных - судом субъекта РФ; местных - районным судом. Правом обращения в суд с заявлением наделены Генеральный прокурор и Министерство юстиции РФ. Более подробно вопросы, связанные с подсудностью дел с участием общественных объединений, а также возможностью защиты их прав, о приостановлении их деятельности, ликвидации или запрете, регулируются Кодексом административного судопроизводства (КАС) РФ (ст. 20, 21, 40, 208, 218, гл. 27 и др.) [7].
Общественные объединения обладают правом на информацию. Реализация данного права может выражаться как в получении необходимой для их деятельности информации от органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц, так и в возможности свободно распространять информацию о своей деятельности, учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность.
Общественные объединения вправе проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ), участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.
Конституцией РФ и федеральным законодательством созданы основы формирования и функционирования общественных объединений как институтов гражданского общества и правового государства.
К.А.Струсь [12], В.В.Лысенко [10], В.Н.Шеломенцев [13], С.В.Михейкин [11] по-разному определяют роль общественных объединений в гражданском обществе. И анализируя их точки зрения пришли к выводу, что прежде всего, общественные объединения это элемент гражданского общества, ключевой механизм формирующегося гражданского общества в России, и призваны обеспечить системное и функциональное развитие общественных отношений. Общественные объединения — это институциональный элемент политической системы общества, способный обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, социальных структур и государства, способствуют реализации функции идеологического плюрализма в гражданском обществе.
В ходе исследования пришли к следующим выводам:
- общественные объединения отражают интересы всех слоев и структур российского общества.
- государство допускает существование разнообразных форм общественных объединений, чтобы с их помощью создать максимально благоприятные условия для реализации и защиты прав граждан.
- на основании принципа политического многообразия возникает возможность участвовать в политической жизни страны у всех социально-политических и иных объединений, позволяет реализовать в полной мере народовластие в стране, формировать легальную политическую оппозицию, многопартийность системы.
- развитое гражданское общество способно усилить правозащитный потенциал всех институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений.