Статья:

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ СКРАПБУКИНГА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НЕДЕЛИМЫХ КЛАССАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(182)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Немтырева П.Ю. ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ СКРАПБУКИНГА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НЕДЕЛИМЫХ КЛАССАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 3(182). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/182/104860 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ СКРАПБУКИНГА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НЕДЕЛИМЫХ КЛАССАХ

Немтырева Полина Юрьевна
студент, Елабужский институт (филиал) Казанского Федерального Университета, РФ, г. Елабуга
Сергеева Альбина Борисовна
научный руководитель,

 

В последнее время наметилась тенденция к увеличению в школах количества классов, которые на уроки технологии не делятся на подгруппы. Это связано с сокращением количества обучающихся в наших школах. На уроках технологии в таких классах учителю приходится работать с мальчиками и девочками одновременно. Но для этого нужна программа обучения и соответствующие материалы для успешной реализации урока, в равной степени удовлетворяющие потребностям как девочек, так и мальчиков. Учителю приходится подбирать технологии обработки материалов, которые бы были доступны и интересны как мальчикам, так и девочкам, либо строить учебное занятие так, чтобы параллельно осваивались две технологии, что реализовать достаточно непросто в связи с отсутствием подходящего технологического оборудования для технического труда.

В связи с этим встает вопрос о выборе объектов труда, изготовление которых сможет заинтересовать как мальчиков, так и девочек и будет соответствовать требованиям стандарта образования. При выборе объектов труда необходимо учитывать, что его изготовление должно способствовать развитию познавательных интересов, мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих способностей, аккуратности, а также должно быть направлено на получение опыта применения технологических умений в самостоятельной практической деятельности.

На уроках технологии в неделимых классах при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» мы предлагаем изучать различные техники работы с бумагой: оригами, папье-маше, аппликация, квиллинг, бумагопластика и многие другие. В последнее время очень популярной стала техника «Скрапбукинг». Скрапбукинг – это техника создания красивых бумажных альбомов. Дословно это слово переводится как «книга из вырезок». Такие альбомы всегда украшены разными декоративными элементами – цветами, бантами и так далее. Ну а разнообразие изделий, которые можно создать в данной технике с легкостью решит главную проблему, выступающую перед учителем технологии – неделимость класса. В этой технике можно создать открытки, блокноты, панно, фотоальбомы, различные органайзеры и многое другое.

Для изготовления одного изделия в технике скрапбукинг зачастую требуются небольшие по размерам детали из специальной бумаги, ограниченное количество декоративных элементов и т.д. А в магазинах, например, бумага продается только в большом формате, ну а декоративные материалы – наборами. При создании единичного изделия в этом случае остаются излишки материалов, и поэтому рациональнее для изготовления изделия использовать наборы, в которые входят все необходимые материалы для изготовления конкретного изделия в нужном количестве. Применение таких наборов позволит учителю сократить время подготовки к занятиям.

Во время прохождения педагогической практики в школе я решила создать наборы по скрапбукингу. У этих наборов будет разная тематика и разный уровень сложности, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей детей. К достоинствам этих наборов можно отнести: экономичность - излишки материала будут минимальны; набор будет выполнен в определенном стиле и в одной тематике; сокращение времени на подготовку к уроку как для учителя, так и для учеников. В состав каждого набора будут входить следующие элементы: основа для будущего изделия; скрапбумага (оптимальной формы, с целью сокращения отходов); декоративные элементы (вырезки, наклейки, стикеры); фурнитура для скрепления определенных элементов; клеевые материалы; инструкция по изготовлению. При изготовлении и использовании этих наборов необходимо учитывать возрастные особенности детей. Опыт работы с детьми разных возрастов позволяет нам сделать вывод, что наиболее оптимальным изделием для обучающихся в возрасте 7-11 лет будет открытка. Для более старшего возраста, 11-13 лет, можно предложить изготовление подарочного бокса. Наиболее трудоемким будет изготовление фотоальбома, поэтому такой объект труда можно предложить уже школьникам от 13 лет и старше.

Большую роль в выборе объектов труда в технике скрапбукинг играет тематика изделий. Поэтому при изготовлении наборов мы определили следующую тематику открыток, подарочных боксов и фотоальбомов: подарок ко дню рождения; подарок ко дню учителя; подарок к 8 марта; подарок к 23 февраля; подарок к Новому году.

В заключении хочется отметить, что техника «скрапбукинг» способствует развитию творческих и изобразительных способностей, воображения, художественного мышления при создании сюжетных и декоративных композиций, а также развитию аккуратности и бережливого отношения к материалам.

 

Список литературы:
1. Каминская, Е.А. Скрапбукинг : искусство оформления фотографий и фотоальбомов / Е.А. Каминская – Москва : РИПОЛ-классик, 2012. – 254, [1] с., [4] л. ил. : ил.; 21 см. - (Поделки-самоделки).; ISBN 978-5-386-04109-0
2. Марченкова, Л. И. Специфика преподавания технологии в неделимых классах / Л. И. Марченкова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – № 9. – С. 230-234.
3. Попов, Е.И. Обучение технологии в малокомплектной школе в условиях неделимости класса / Е.И. Попов // Информационные технологии в процессе подготовки современного специалиста : Межвузовский сборник научных трудов. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – С. 184-189.