НЕУПЛАТА СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ ИЛИ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (СТ.157 УК РФ)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(183)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(183)
НЕУПЛАТА СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ ИЛИ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (СТ.157 УК РФ)
Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с теоретическими проблемами квалификации и ответственностью за неуплату средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей.
Ключевые слова: алименты, неуплата, уклонение, преступление, несовершеннолетние.
Вопросами защиты прав несовершеннолетних на этапе развития современного государства и общества уделяется особое внимание. Это наиболее актуально в нынешних условиях, в которых развитие правового государства и становление демократических начал жизни общества. «Обязанность по уходу за своими родственниками закреплена главным законом Российской Федерации - Конституцией РФ. Часть 2 ст. 38 декларирует обязанность родителей воспитывать и заботиться о своих детях, а ч. 3 обязывает совершеннолетних детей обеспечивать уход за своими нетрудоспособными родителями [1].
Среди общественно опасных деяний, направленных против семьи и несовершеннолетних, можем выделить неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Указанная группа преступлений является одной из наиболее распространенных в наше время.
В Российской империи законодатель акцентировал внимание на уголовной ответственности взрослых детей за отказ предоставить содержание родителям, а в советский период отечественной истории, а также в настоящее время законодатель предусматривает уголовную ответственность как родителей, так и совершеннолетних трудоспособных детей за неуплату средств на содержание, в то время как правоприменительная практика свидетельствует о значительно более частом применении норм об уголовной ответственности родителей за неуплату алиментов на несовершеннолетних детей.
Регламентирование указанных правоотношений осуществляется в соответствии со статьей 157 Уголовного Кодекса Российской Федерации [2], в которой предусмотрены свои особенности в отношении привлечения лиц к уголовной ответственности. УК РФ 1996 года в первоначальной редакции статьи 157 УК РФ устанавливал в части 1 уголовную ответственность за злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных детей, достигших 18 лет, а в части 2 - за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей. В 2011 году менялись санкции соответствующей статьи.
В настоящее время соответствующие конституционные обязанности конкретизируются в Семейном кодексе РФ через алиментные обязательства. Сегодня остро стоит проблема исполнения судебных решений о взыскании алиментов, потому как, к сожалению, не всегда исполняются соглашения об уплате средств на содержание.
На сегодняшний день в России ст. 157 УК РФ претерпела изменения Федеральным законом РФ № 323 ФЗ от 03 июля 2016 г., но возможность привлечения должника к уголовной ответственно все же осталась [3].
Частичная декриминализация частей 1 и 2 статьи 157 УК РФ в июле 2016 года и введение института административной преюдиции при привлечении к уголовной ответственности по названным нормам имеют весьма неоднозначные последствия: предоставляя неплательщику средств на содержание «дополнительный шанс» до привлечения к уголовной ответственности, государство тем не менее не добивается существенного снижения статистических показателей количества преступлений по ч. 1 ст. 157 УК РФ.
Административная преюдиция как приём законодательной техники позволяет учитывать накапливающийся кумулятивный эффект общественной опасности при повторной неуплате средств на содержание [4]. Институт административной преюдиции направлен на выполнение превентивной функции профилактики преступлений. В то же самое время использование соответствующей конструкции в УК РФ позволяет учесть данные о личности преступника, который «не исправился» после первоначального совершения административного правонарушения.
Законодатель не определяет корыстный мотив в качестве характеристики субъективной стороны преступлений по ст. 157 УК РФ, в связи с чем можно сделать вывод, что для рассматриваемой категории дел мотив преступления не влияет на квалификацию содеянного.
При рассмотрении дел по ч. 1 ст. 157 УК РФ не следует учитывать наличие у подсудимого малолетнего потерпевшего в качестве одного из смягчающих обстоятельств.
Требуется принимать превентивные меры по предотвращению совершения преступлений по ст. 157 УК РФ. Необходима борьба с безработицей, наркоманией и пьянством, поскольку именно лица, потерявшие работу или ведущие асоциальный образ жизни чаще всего выступают в качестве субъектов преступлений по ст. 157 УК РФ.
Только значительное улучшение общей социально-экономической ситуации в стране может существенно снизить количество преступлений по ч. 1 ст. 157 УК РФ.