Статья:

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ – СВИДЕТЕЛЕЙ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(185)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Логанова В.А. К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ – СВИДЕТЕЛЕЙ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 6(185). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/185/106160 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ – СВИДЕТЕЛЕЙ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Логанова Владислава Алексеевна
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

TO THE QUESTION OF INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF THE RIGHTS OF CHILDREN - WITNESSES OF VIOLENT CRIMES

 

Vladislava Loganova

Student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотаци. В статье рассматриваются актуальные проблемы и тренды, связанные с международно-правовой защитой прав детей – свидетелей насильственных преступлений. Сделан вывод о том, что в рамках международного права разработано значительное количество нормативных актов, определяющих правовой статус ребенка-свидетеля насильственных преступлений. Дети – свидетели насильственных преступлений, являются незащищенной категорией граждан, которые нуждаются в особой защите. На этом основании ряд международных нормативно-правовых актов закрепляет положения о том, какие права и гарантии предоставляются данной категории участников уголовного процесса.

Abstract. The article deals with current problems and trends related to the international legal protection of the rights of children who are witnesses of violent crimes. It is concluded that, within the framework of international law, a significant number of normative acts have been developed that determine the legal status of a child witness to violent crimes. Children who are witnesses of violent crimes are an unprotected category of citizens who need special protection. On this basis, a number of international legal acts establish provisions on what rights and guarantees are granted to this category of participants in the criminal process.

 

Ключевые слова: международное право; уголовное судопроизводство; несовершеннолетний; подозреваемый; обвиняемый; свидетель.

Keywords: international law; criminal justice; investigative action; interrogation; minor; suspect; accused; witness.

 

Актуальность тематики обусловлена тем, что дети – свидетели насильственных преступлений, являются незащищенной категорией граждан, которые нуждаются в особой защите. На этом основании ряд международных нормативно-правовых актов закрепляет положения о том, какие права и гарантии предоставляются данной категории участников уголовного процесса.

Стоит учитывать, что чаще всего дети становятся свидетелями именно насильственных преступлений. Подобный опыт приводит к множеству негативных последствий, которые отражаются в большей степени на физическом и психическом развитии ребенка. Эти факты и служат причиной для того, чтобы на международном и национальном уровнях действовал эффективный механизм защиты прав и свобод детей – свидетелей преступлений. Вместе с тем, международные нормы права содержат в себе и особенности и рекомендации работы лиц, участвующих в отправлении правосудия, которым они должны следовать, если в расследуемом ими уголовном деле свидетелем является несовершеннолетнее лицо [1].

Получение статуса свидетеля насильственных преступлений влечет для несовершеннолетнего неблагоприятные последствия, поскольку в силу своей незрелости и возраста, участие в уголовном деле может сказаться на его развитии. На этом основании на международном уровне выработан механизм защиты прав детей, являющихся свидетелями преступления, в том числе и тех, что относятся к категории насильственных.

Наличие данного механизма выступает элементом международно-правового статуса ребенка, который в отправлении правосудия участвует в роли свидетеля. В рамках международно-правового статуса ребенку предоставляется комплекс прав и гарантий, которые позволяет в максимальной степени оградить его от неблагоприятных последствий.

На мировой арене принято несколько нормативных актов, которые определяют права и свободы несовершеннолетних, а также их правовое положение в обществе с учетом их особенностей физического и психического развития. Так, на настоящий момент действует один из основополагающих нормативных актов – Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г., где определены основные права и свободы, закрепляемые за несовершеннолетним гражданином. Поскольку Конвенция о правах ребенка говорит об особой защите детей, то значит и в рамках уголовного процесса они могут рассчитывать на получение особой заботы и помощи в виде специальных мер защиты во всех совершаемых процессуальных действиях с их участием [2].

В рамках международного законодательства внимания в плане противодействия насильственным посягательствам на человека заслуживает Конвенция Совета Европы 2007 г. «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия». В данной Конвенции содержатся правовые нормы, регламентирующие недопустимость осуществления различных форм и видов сексуальной деятельности с несовершеннолетними гражданами. Кроме того, в приведенной Конвенции говорится о том, что необходимо признать преступлением действие, в рамках которого ребенка заставляют наблюдать за действиями сексуального характера других граждан. Стоит отметить, что подобная норма имеет важное значение, поскольку по сути речь в данном случае идет о том, что дети становятся очевидцами насильственных преступлений. В силу высокой степени общественной опасности подобного рода действий, их действительно можно признать преступными.

Еще один важнейший международнгый документ – Резолюция ООН 2005/20 от 22.07.2005 г. «Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей – жертв и свидетелей преступлений», где закреплено право на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению интересов ребенка. Этот принцип должен действовать во всех случаях, когда в рамках уголовного судопроизводства происходит принятие какого-либо решения, затрагивающего интересы ребенка. Так, различные органы, задействованные в процессе расследования дела – судьи, прокуроры, органы полиции и т. д., должны определить, какие именно интересы ребенка будут расцениваться, как наилучшие и потом ставить эти интересы в приоритет перед другими аспектами института отправления правосудия [3]. При этом важно отметить, что допускаются ситуации, при которых наилучшими интересами ребенка будут признаны такие, как дальнейшее рассмотрение уголовного дела по факту насильственного преступления в отсутствие ребенка – свидетеля, если будет решен вопрос о том что участие его в деле оказывает на него сильнейшее влияние негативного характера. С учетом изложенного мировое сообщество уделяет значительное внимание вопросам защиты прав детей в целом, а также особенностям защиты тех несовершеннолетних, которые участвуют в уголовном процессе в роли свидетелей преступления. Реализация механизма защиты детей-свидетелей производится посредством принятия нормативно-правовых актов, которые в последующем составляют основу национального законодательства для разработки внутригосударственного механизма защиты прав этих детей.

Таким образом, в рамках международного права разработано значительное количество нормативных актов, определяющих правовой статус ребенка-свидетеля насильственных преступлений.

   

Список литературы:
1. Банис П. А. Международно-правовые аспекты сотрудничества по борьбе с насилием в отношении детей: опыт Германии / П. А. Банис, М. В. Ильяшевич // Пробелы в российском законодательстве. Юрид. журнал. – 2016. – С. 6.
2. Крылова Я.Р. Международно-правовая защита детей от сексуального насилия и сексуальной эксплуатации / Я. Р. Крылова // Молодой ученый. – 2020. – № 48 (338). – С. 264-268.
3. Varinder S. Witness protection in India: the judicial endeavour / S. Varinder // International Journal of Advanced Research. – 2016. – №. 1. – P. 367-372.