Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(186)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Курникова Ю.А. ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 7(186). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/186/106388 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗНОВИДНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Курникова Юлиана Александровна
магистрант, Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Бизнес-процесс – это последовательность работ, которые соотнесены с определенным видом производственно-хозяйственной деятельности компании, а также ориентированы на создание новой стоимости, например, выпуск нового товара на рынок [1].

Бизнес-процессы классифицируются на первичные и вторичные.

Первичные бизнес-процессы ориентированы, в первую очередь, на выполнение работы или производство конкретного продукта, которые выступают целевым объектом создания компании, обеспечивают бизнесу получение прибыли. Первичные бизнес-процессы формируют потребительскую степень качества товара или услуги, за которые заказчик готов заплатить определенную стоимость, а также результат.

Вторичные бизнес-процессы представляют собой процессы, которые ориентированы на оказание работы или производство продукта, которые представляют собой результат, обеспечивающий получение прибыли, сопутствующий основному производству производственной деятельности.

Планирование – один из наиболее трудных этапов деятельности организации, требующий определенных знаний и умений. С другой стороны, планирование может рассматриваться как главная предпосылка улучшения управления организацией, которая всегда преследует следующие основные цели [1]:

– направление экономических ресурсов с целью достижения основных целей организации;

– выход на максимальную прибыль в долгосрочной перспективе (без сопутствующих серьезных рисков);

– координация подразделений, филиалов компании, а также различных видов деятельности;

– согласование интересов как конкретных групп, так и отдельных сотрудников;

– контроль над исполнением сроков, последовательности, порядка определенных событий.

Все вышеперечисленные цели в концентрированном виде отражаются в плане компании.

План с точки зрения экономики представляет собой программу деятельности организации (хозяйствующего субъекта), которая направлена на [3]:

– создание комплекса событий по реализации стратегического плана компании, определяющего способы, пути достижения желаемых результатов;

– определение порядка работы, сроков, последовательности исполнения определенных этапов, событий;

– расчет необходимых ресурсов для осуществления деятельности (кадровых, трудовых, оборотного и основного капитала);

– фиксацию параметров, которых необходимо достичь по завершении определенного (планового) периода.

Планирование в рыночной экономике осуществляется посредством бизнес-планирования. Бизнес-планирование реализуется в бизнес-плане и в обязательном порядке должно придерживаться принципов единства (системности), координации (взаимодействия всех организационных звеньев первого уровня), научности (в планировании применяются научные методы), интеграции (деятельность между субъектами различных уровней должна быть согласована, точности (заданная степень точности может быть спрогнозирована через многовариантность планов), непрерывности, маневренности [2].

Среди альтернативных планов компании целесообразно выбрать вариант, позволяющий добиться поставленной цели при минимальных издержках. Компании составляют три версии плана на определенный период [1]:

– реалистичный (консервативный) – вариант отражает исход развития компании с большей вероятностью;

– оптимистический – при благоприятном ходе событий развитие компании будет осуществляться запланированными темпами, минимальные риски позволят выйти на большую прибыль по сравнению с реалистичным вариантом; 

– пессимистический – фирма принимает во внимание все риски, негативные события.

Составление плана позволяет выявить проблемы, определить стратегию развития, учесть меры, направления, а также минимизировать влияние рисков. Официальный бизнес-план содержит только реалистичный расчет. Таким образом, бизнес-план – основной документ, отражающий программу деятельности хозяйствующего субъекта. Документ включает в себя тактический и стратегический план, которые, в свою очередь, основываются на возможностях получения компанией необходимых ресурсов, потребностях рынка, а также направлены на достижение целей [3].

Таким образом, бизнес-план – это программа деятельности и/или усовершенствование работы хозяйствующего субъекта, где разрабатываются стратегический план и тактический план, направленные на достижение целей фирмы, и основанные на потребностях рынка и возможностях получения нужных производственных ресурсов. Бизнес-план – основа для выбора самого эффективного способа распределения условий производства, одновременно решающий проблему ограниченности ресурсов в целях максимального удовлетворения общественных потребностей [2].

В качестве основных функций бизнес-плана выделяют [1]:

– разработку стратегического плана развития хозяйствующего субъекта, что необходимо не только для создания компании, но и для выработки новых направлений деятельности;

– планирование – функция регулирует процессы внутри компании (оценка расходов, прогноз величины прибыли), а также определяет жизнеспособность фирмы с учетом конкуренции;

– минимизацию расходов, учет вероятностных рисков;

– привлечение средств (инвестиций), бизнес-план может использоваться для подготовки заявок на получение кредитов и иных экономических ресурсов;

– вовлечение заинтересованных сторон, работников в процесс составления бизнес-плана – повышает мотивацию для достижения конечной цели, координирует действия, информирует о предстоящей деятельности.

Бизнес-план – документ, дающий ответ на вопросы: «Стоит ли инвестировать в конкретный проект?» и «Принесет ли рассматриваемый проект выгоду в денежном выражении, которая не только окупит расходы инвестора, но и принесет ему должный уровень прибыли?».

Перейдём к видам (классификациям) бизнес-планов.

Бизнес-план представляет собой рабочий инструмент не только для действующего хозяйствующего субъекта, но и для вновь создаваемой компании.  Перед разработкой бизнес-плана необходимо определить цели (миссию) разработки – на основании этого документ может расцениваться по разным критериям [2].

Бизнес-планы классифицируются по следующим параметрам:

– в соответствии с целями разработки выделяют [1]:

1) инвестиционные бизнес-планы – применяются в случае, когда компания внедряет инновацию (новые технологии), либо же представляет на рынке новый продукт. Как правило, это выполняется через модернизацию, реконструкцию, расширение действующего предприятия, либо открытие нового;

2) бизнес-планы, направленные на выработку стратегического плана развития хозяйствующего субъекта;

3) для планирования деятельности компании;

4) бизнес-планы, направленные на финансовое оздоровление действующего бизнеса;

– в зависимости от субъекта планирования бизнес-план может планировать деятельность [3]:

1) хозяйствующего субъекта в целом (действующего или нового);

2) группы компаний (объединения);

3) инвестиционного проекта.

– в соответствии с конечным потребителем выделяют бизнес-планы:

1) для внутреннего пользования (как средство самоорганизации) – для индивидуального предпринимателя или фирмы;

2) для получения финансирования, привлечения инвесторов, для владельцев обыкновенных и привилегированных акций;

3) предоставляемые для региональной администрации;

4) для бизнес-партнёров (лизингодателей, спонсоров и т.д.);

– в зависимости от горизонта планирования выделяют следующие разновидности бизнес-планов [1]:

1) долгосрочные (стратегические) – основа для дальнейшей работы компании. Они включают информацию об основных целях фирмы, а также способах их достижения в течение длительного времени;

2) тактические (среднесрочные) – документ составляется на срок от 3 до 5 лет. Такой вариант бизнес-плана применяется для поддержки стратегических планов, так как учитывает специфику и важные детали;

3) краткосрочные (оперативные) – программа по осуществлению различных бизнес-операций, которая составляется на ближайший финансовый год;

– в зависимости от сложности выделяют проекты простые, сложные и особенно сложные;

– в зависимости от фактора секретности могут формироваться следующие бизнес-планы [1]:

1) официальные – дают представление об общей цели проекта, предоставляются партнерам, инвесторам и т.п.;

2) рабочие – рассматриваются как каждодневный рабочий документ для директора компании, консультантов, разработчиков. Рабочие бизнес-планы должны быть секретными, так как они содержат информацию, которая не включается в официальный документ (например, план маркетинга, сведения о капитале, направляемом в бизнес);

– по гибкости бизнес-планов выделяют следующие виды планирования [2]:

1) директивное (статическое) – носит адресный характер, осуществляется сверху вниз (метрики четко заданы);

2) индикативное – планирование осуществляется с нечёткими рамками, предусмотрена возможность правки. планирование с нечеткими рамками и возможностью внесения корректировок;

– в зависимости от стадия развития компании выделяют бизнес-планы [3]:

1) масштабные – для хозяйствующих субъектов, присутствующих на рынке в течение продолжительного времени;

2) нечёткие и маленькие – на начальном этапе развития компании;

– в зависимости от стадии развития проекта на момент составления бизнес-плана выделяют: идею, эскизный проект, рабочий проект, опытную партию, действующее производство [1];

– в зависимости от объема представляемой информации бизнес-планы принято классифицировать на два вида – развёрнутые и сжатые бизнес-планы [11];

– по способу оформления выделяют бизнес-планы, содержащие приложения, бизнес-планы без них [2];

– в зависимости от подхода к разработке, документ может составляться [10]:

1) наёмной группой профессионалов, при этом инициаторы бизнес-проекта оказывают содействие в подготовке исходных данных;

2) самостоятельно – инициаторами проекта; могут привлекаться инвесторы, вероятные потребители, иные профессионалы (юристы, аудиторы и т.п.);

– по применяемой программе финансового моделирования: ТЭО-Инвест, Project Expert, Alt Invest, Comfar Expert, ИНЭК-профессия, расчёты, проводимые на базе Excel, в т. ч. с использованием шаблонов финансовых модификаций (к примеру, Finmodel Expert) [3].

 

Список литературы:
1. Бизнес-планирование [Текст] : учеб пособ. / В.А. Богомолова [и др.] ; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. – М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2014. – 250 с.
2. Бронникова, Т.С. Разработка бизнес-плана проекта [Текст] : учеб. пособ. / Т.С Бронникова. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2018. – 224 с.
3. Торосян, Е.К. Бизнес-планирование [Текст] : учеб. пособ. / Е.К. Торосян, Л.П. Сажнева, А.В. Варзунов ; Санкт-Петербургский нац. исследоват. ун-т информационных технологий, механики и оптики. – Санкт-Петербург : ИТМО, 2015. – 90 с.